Светлана Иванова
Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Публикация «Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС» размещена в разделах
По поему мнению, совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приносят огромную пользу в воспитании детей. Материал, даваемый на музыкальных занятиях, должен быть согласован с воспитателями групп и отражать собою содержание текущей педагогической работы. Взаимное понимание воспитательных целей, единств методов работы, взаимопомощь – все это необходимо для того, чтобы успешно осуществить задачу музыкального воспитания.
Хорошим, товарищеским взаимоотношениям музыкального руководителя с воспитателями я придаю большое значение, так как они благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для ведущих занятие взрослых, так и для детей, воспринимающий музыкальный материал.
Конкретные пути такой совместной работы сводятся к следующему: понимание целей и задач музыкального воспитания в детском саду и путей их осуществления, знакомство с планом работы музыкального руководителя. Подобранный для музыкальных занятий материал воспитатели вносят в свои рабочие планы, проводят учет его усвоения и учет индивидуального развития детей.
В свою очередь музыкальный руководитель интересуется планами воспитательной работы. Очень ценно участие воспитателя в организации и проведении музыкальных занятий; например, через воспитателя я добивалась всегда, чтобы у детей была всегда мягкая обувь, легкая одежда, вместе с воспитателями я решала и вопросы, относящиеся к организации самого занятия. Так, например, мы сочли наиболее удобным размещение на музыкальных занятиях детей на стульях, расставленных не рядами, а полукругом. Это значительно облегчает процесс рассаживания, дает детям возможность после игры легко находить свои места, а воспитателю и мне лучше видеть друг друга.
На занятиях по слушанию я использую вокальные данные воспитателя, умение показывать музыкально-ритмические движения, умение играть на музыкальных инструментах.
В этом году детский сад приобрел набор детских музыкальных инструментов и мы их используем на занятиях. Я приглашаю вас поимпровизировать немного.
Игра на муз. инструментах.
При наличии в группах современной аппаратуры воспитатель может прослушать музыкальный материал или совершенствовать танцевальные движения.
Наличие тесного контакта музыкального руководителя с воспитателем требуется и для проведения детских праздников. Продуманная работа, предшествующая празднику, ясность установок, усвоение музыкального материала, которая является содержанием успешного выступления, четкое знание каждым воспитателем своей роли на празднике, продуманность сюрпризных моментов – вот условия, гарантирующие удачное проведение праздника.
Если перейти к другим разделам воспитательной работы детского сада: игре, родному языку, знакомству с окружающей средой, то связь музыкальных занятий с этими разделами также очевидна. Музыкальная игра – одно из средств всестороннего музыкального развития, она помогает ребенку эмоционально воспринимать музыку, воспитывать его чувства, развивает мышление, воображение, волю. Чем больше у ребенка представлений об окружающей жизни, а также представлений, вынесенных им в ходе педагогической работы по развитию речи, тем легче и лучше он сможет отразить музыкальное содержание игры в конкретном двигательном образе. И здесь снова нужна тесная связь между музыкальным руководителем и воспитателем.
В свою очередь, использование песен в занятиях по другим разделам программы детского сада (на занятиях по природе, на прогулках, в беседах) помогает воспитанию у детей художественного вкуса, углубляет получаемые ими представления и повышает их жизненный тонус. В успешном внедрении песни, игры с песней и пляски в быт детского сада большую роль играет воспитатель. При этом важным является не только техническое умение воспитателя правильно преподнести детям ту или иную песню или игру, но и его желание сделать это и умение найти удачный момент для использования знакомого музыкального материала в своей работе. Воспитатель, обладающий такими данными, с большим успехом включает песню в игру, в беседу, в моменты знакомства с окружающей жизнью, в режимные моменты.
Существенно, чтобы воспитатель был чуток и к проявлению детской инициативы в области музыки. Неоценимую услугу оказывают те воспитатели, которые делятся с ними своими наблюдениями над проявлением у детей интереса и любви к музыке. Интерес к музыкальным занятиям воспитателя положительно сказывается на повышении интереса к ним у детей.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
-От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
-От раздела музыкального воспитания : самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
-От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем
-Индивидуальные консультации:
-Знакомство с задачами предстоящих занятий
-Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
-Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
-Продумывание внесения музыки в быт
-Групповые консультации:
-Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
-Составление сцен праздника
-Обдумывание сюрпризных моментов
-Обсуждение различных вопросов
В своей работе я использую КТ, активно привлекаю воспитателей к пению, танцам, театральным постановкам. В нашем детском саду уже сложились хорошие традиции – все сценарии праздников пишутся по определенной сказке. Это и русские народные и зарубежные сказки в зависимости от возраста детей. В этом году были показаны театрализованные представления по мотивам сказок «Колобок», «Гуси –Лебеди» - это осенние праздники, снежная королева, «Морозко» - на новый год, «Муха-Цокотуха» и «Волшебниек изумрудного города» - праздничное представление к 8 марта. И, конечно же, для того, чтобы сделать праздник ярким и запоминающимся для детей и родителей для каждого представления шьются костюмы, все тщательно продумывается. И в этом также воспитатели принимают активное участие. Ведь каждой маме приятно, когда ребенок выглядит опрятно и красиво. Значение придается буквально всему – прическе (все девочки причесываются одинаково в соответствии с костюмами, цвету колготок, цвету носков и длине рукава рубашки у мальчиков. И во всем этом мне помогают воспитатели.
Особое внимание я уделяю актерской игре воспитателей на праздниках. Да-да, именно актерской. Ведь наши представления – это полноценные спектакли для детей. Дети очень ждут праздников, потому что им обязательно будет интересно. Распределяя роли для взрослых, я конечно учитываю таланты воспитателей. Кто- то поет, кто - то танцует, кто -то может выучить огромное количество стихотворного текста, кто- то обладает яркой внешностью и харизмой, а у кого- то очень хорошие организаторские способности. Конечно, все работают по своему таланту и по силам, и когда все это совпадает, получаются интересные детские праздники. После очередного спектакля родители сказали нам, что у нас как в ТЮЗе, что и говорить, слышать это приятно.
Еще хочется сказать, что при подготовке к праздникам с ребятами во всех группах читаются сказки, по которым будет проходить праздник. Разбираются характеры героев, обсуждается прочитанное. И уже на празднике детям все понятно и тем не мене интересно смотреть сказку в исполнении воспитателей.
Ну а результатом нашего совместного труда стало театрализованное представление по сказке А. Волкова «Волшебник изумрудного города» с участием ребят подготовительной группы.