Тамара Григорьева
Реализация ФГОС в работе воспитателя (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Понимая актуальность введения ФГОС ДО, появилась острая необходимость повышать свой профессиональный уровень - совершенствовать и пополнять знания.
Стандарт предполагает профессиональное развитие педагогических работников, повышение педагогического мастерства. Для этого я прошла курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы ДО в условиях введения в ФГОС ДО», «Создание презентаций средствами «PREZI – kom». В нашем детском саду был разработан план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основании этого плана я наметила для себя свой план по самообразованию. Надо было всё понять, осмыслить. Были изучены нормативные документы как самостоятельно, так и на педсоветах. На одном из педсоветов подготовила доклад «План работы воспитателя в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС ДО». В детском саду мы внесли изменения в ООП ДО и каждый педагог разработал рабочую программу для своей возрастной группы, которая не ставит воспитателя в жесткие рамки, а дает возможность проявлять свое творчество, работать, учитывая пожелания родителей и интересы детей.
Публикация «Реализация ФГОС в работе воспитателя (из опыта работы)» размещена в разделах
В соответствии с новыми требованиями была пересмотрена система планирования образовательной деятельности (схема написания плана была принята на педсовете). При планировании соблюдается комплексно - тематический принцип. Действительно, при таком подходе дети получают знания непосредственно, ненавязчиво.
Один из принципов стандарта - это формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей: образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей; важно повторение через определенный промежуток времени, Действия, умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.
Пример, тема «Домашние животные». Она затрагивает все образовательные области. У детей расширились представления о домашних животных и их детёнышах. Знакомила с повадками, выделяла основные части тела животных. Проводила беседы – какую пользу приносят домашние животные. Воспитывала добрые чувства по отношению к ним.
В словарь детей ввелись прилагательные, активизировались глаголы (кошка мяукает, царапается, собака лает и т. д., дети узнали, что такое хлев.) Изготовила полумаски животных, в игровой форме дети звукоподражали животным.
Была предоставлена литература по данной теме: потешка «Баю –бай, ты собачка не лай»,С. Маршак «Усатый полосатый», Н. Пикулёва «Надувала кошка шар», «Котауси и Мауси» обр. К. Чуковского, Е. Чарушин «Кошка», А. Барто «Лошадка», М. Дружинина «Учимся говорить», К. Чуковский «Путаница», Е. Чарушин «На нашем дворе». Рассматривали наглядно дидактические пособия: «Кошка с котятами», «Дома бывают разные», картинки с изображением животных и их детенышей. Проводила дидактические игры «Чья мама, чей малыш?» Д. И. «Назови маму», Д. И. «Где чей домик».
Создавала условия для развития игровых ситуаций «Покорми киску», в уголке конструирования строили будку для собачки, обыгрывали с игрушками.
Создавала условия для самостоятельной творческой деятельности детей - из пластилина лепили угощение для животных, совершенствовались умения работать кистью «Раскрасим коню хвост».
Итоговым мероприятием был просмотр презентации «Животные на ферме». Родители принесли фотографии «Мой домашний питомец». Тема вызвала большой интерес у детей. Таким образом, при комплексном планировании - тема проходит в игровой форме во всех видах детской деятельности.
ФГОС предполагает реализацию программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. В группах раннего возраста содержанием является предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности, возникает по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, непосредственно образовательной деятельностью,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
В период раннего детства у ребёнка появляются элементы практического экспериментирования, развивается ориентировочно - исследовательская деятельность. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, проявляет инициативу, творчество. Для реализации принципов дошкольного образования экспериментирование – это путь к познанию мира. Экспериментирование в данном возрасте проходит под моим руководством.
В группе создала уголок для игры с песком. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Песок в работе с детьми использую для сенсорного развития. Подключила родителей к изготовлению ящика для песка, заполнила его кварцевым песком. Детям доставляет большое удовольствие знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большей ёмкости в меньшую и наоборот. Подобрала игровой материал: лопатки, широкие кисточки, ситечки, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания (очень удобно использовать игрушки из под киндер-сюрпризов, бросовый материал: большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.
Главная задача экспериментальной - предметно - развивающей среды - формирование у ребёнка навыков элементарной поисковой деятельности. Все организуемые эксперименты являются кратковременными, осуществляю как индивидуально, так и по подгруппам, разыгрывая с детьми различные ситуации. Сначала напоминаю детям правила безопасности при работе с песком - не кидать песок в товарища.
Во время проведения НОД с использованием песка применяю такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку», «Норка для мышки». Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием бросового материала (палочки, дощечки и т. д.) .
2. Игры-забавы – «Откопай сюрприз», «Найди предмет», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – рисуем на песке палочкой Колобка и сопровождаю рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
Во время игр дети развивают тактильно - кинестетическую чувствительность, внимание, мелкую моторику рук, координацию движений, получают положительные эмоции от проделанной работы, приучаются сочувствовать, помогать персонажам.
В результате использования песочной терапии наблюдаю положительные изменения у детей: значительно повышается общий эмоциональный фон; снижается уровень тревожности; быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков; повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками; повышается самостоятельность ребенка; развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика.
Таким образом, с введением Стандарта дошкольного образования была пересмотрена организация НОД. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.