Лучший педагог года

Самообразование воспитателя «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Гузалия Асадуллина
Самообразование воспитателя «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие поисково - исследовательской деятельности

дошкольников в процессе экспериментирования»

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,

переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил,

Публикация «Самообразование воспитателя „Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования“» размещена в разделах

тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём

опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его

творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных

действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т. д.

Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих

дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская

деятельностьисследование объектов окружающего мира иэкспериментирование

с ними.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных

проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию

и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет

одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в

том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской

жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в

исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно,

открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно

давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша,

открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же

механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении

позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по

какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в

дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно

актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-

исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность,

пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные

интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.

Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка

информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию

творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-

исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую

удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои

представления о мире.

В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам

обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в

понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с

познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных

способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном

руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу,

дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в

инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как

самостоятельный творческий поиск.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так

как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это

внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение

и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально

разворачивалось, как процесс саморазвития.

В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать,

размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать

причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей

деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник

получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему,

зачем, как, что будет, если и т. д., почувствовать себя ученым, исследователем,

первооткрывателем.

Цель идеи: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого

потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских

способностей.

Задачи:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и

коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать взаимодействие с родителями по развитию исследовательской

деятельности дошкольника.

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко

исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И.

Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы

определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной

активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство,

любознательность, познавательный интерес.

В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые

разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей

личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т. к.

он практически вбирает в себя и другие современные технологии.

Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым

Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит

деятельностный подход, целесообразная деятельность детей. Цель проектного

обучения – создать условия, при которых дети:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных

источников;

- развивают исследовательские умения;

- развивают системное мышление;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и

практических задач.

Также существуют источники для развития поисково-

исследовательскойдеятельности дошкольников (программа О. В. Дыбиной,

Н. Н. Поддьякова «Ребенок в мире поиска : программа по организации поисковой

деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации

Тугушевой Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего

дошкольного возраста», И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир «Детское

экспериментирование»). Данные технологии предлагают организовать работу

таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым,

наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.

Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе

выбора вида деятельности, беседуя с детьми своей группы на тему выявления

знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит, я

отметила, что:

- дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной

деятельности, принимают участие в планировании экспериментальной

деятельности с подачи взрослого, с помощью взрослого готовят материал для

эксперимента;

- дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого

явления,

испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;

- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно

заданной ситуации.

Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения

и воспитания.

С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития

детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой

самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности,

стимулируемой взрослым (Н. Н. Поддъяков, я создала оптимальную развивающую

предметно-пространственную в старшей разновозрастной группе.

С целью развития детей в различных видах детской деятельности в группе

созданы центры активности, которые пополняю игровым оборудованием в

зависимости от изучаемой темы, интересов воспитанников. Например, центр

экспериментирования оснащен разнообразными материалами для исследования:

- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема,

- мерные ложки, сита и воронки разного материала и объема,

- резиновые груши разного объема,

- пипетки с закругленными концами,

- природный материал и бросовый материал,

- технические материалы в контейнерах,

- увеличительные стекла и т. п.

- кинетический (живой) песок;

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты,

обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на

карточках или в альбоме.

Цель работы по теме самообразования : создать оптимальные условия для

развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить

усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской

деятельности старших дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской

деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,

самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,

установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

План работы

Месяц Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

Сентябрь

-Беседа «О свойстве песка в различных состояниях (сухой, влажный, мокрый). -Эксперименты с песком «Сыпем, рисуем», -Опыт «Песочные струйки». -Разучивание стихотворения М. Ершова «Песочница»

-Привлечение родителей для оформления уголка экспериментирования.

Консультация «Игры с п е с к о м. Э т о интересно!»

Октябрь

-Как рождается ветер. Познакомить с природным явлением – ветром. - Игра с вертушками, ленточками. - Запускаем бумажные самолетики на участке. Изготовление вертушек. - Установление флюгера на участке

Консультация «Познавательно - исследовательская деятельность детей в ДОО, как одно из ведущих видов деятельности у детей дошкольного возраста»

Ноябрь

-Беседа «Узнаем, какая вода». Задачи: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. -Экспериментирование : «Тонет-не тонет, «Легкий — тяжелый». Задачи: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые). - Чтение стихотворение о воде. - Игра «Ходят капельки по кругу». -Аппликация «Подводный мир». -Опыты с водой.

Консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем».

Декабрь

-Беседа о свойствах: -дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет, -бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде, -стекло (бьётся, прозрачное, звенящее.). Эксперименты : -«Тонет - не тонет», -Пускание корабликов, Опыты: «Волшебница бумага».

Консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

Январь

-Беседа «Снег и его свойства». Формировать представление о том, что снег это замерзшая вода. - Наблюдение за снежинками, рассматривание в лупу. -Рисование «Снег, снег кружится…» -Разучивание «Снег, снег кружится, белая вся улица.»

Консультация на тему: «Развитие познавательноисследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Выставка рисунков взрослых «Зимние пейзажи»

Февраль

-Беседа «Свойства льда» (холодный, гладкий). -Изготовление цветных льдинок. Задачи: П о з н а ком и т ь с тем, что вода замерзает на х о л о д е, ч т о в н е й растворяется краска

-Консультация для родителей: “Как научить ребенка исследовать?”

Март

- Б е с е д а «Д л я р о с т а растению необходимо тепло, почва, влага». - Наблюдение за ростом растений на «огороде на подоконнике». - Рассмотреть под лупой почву (чернозем, песок). - Показать схему роста растений в мнемотехнике Оформить папку на тему «Мы – исследователи».

-Буклет «Лед-это тоже вода»

Апрель

-Беседа «Воздух – невидимка». Расширить представления детей о свойствах воздуха. -Д/игра «Что в пакете?» Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. - И г р ы с в о з д у ш н ы м шариком и соломинкой. Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. -Экспериментирование «Ветер по морю гуляет» Задачи: Обнаружить воздух

-Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»

Май

-Беседа «Показать важное свойство солнечных лучей – давать жизнь в природе». -Разучивание потешки «Солнышко - вёдрышко». - И г р а «С о л н е ч н ы е зайчики»

-НОД «Лаборатория волшебства и чудес».

Трансляция результатов родителям (фотовыставка)

Список используемой литературы

1. Баранова Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».

Ярославль: Академия развития, 2009 – 112с. : ил. ( Детский сад: днем за днем. В

помощь воспитателям и родителям).

2 Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире

поиска : поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред.

О. В. Дыбиной. - М. :ТЦ Сфера, 2005.-64 с. -(программа развития).

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные

опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О. В. Дыбиной. - М. :ТЦ Сфера,

4. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1.

5 Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М. : Педагогическое

общество России, 2005.-80с.

6 Новиковская О. А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для

дошкольников».- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

7 Прохорова Л. Н. - «Организация экспериментальной деятельности дошкольников :

Методические рекомендации». М. :АРКТИ, 2003.- 64с.

Поддьяков Н. Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников»

Ж. Вопросы психологии. 1985.№2

9 Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное

воспитание. 2005.№1

10 Тургушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего

и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие».- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2007.-128с.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование воспитателя «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Опубликовано: 16 января 2021 в 07:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование воспитателя «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Гузалия Асадуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД