Гузалия Асадуллина
Самообразование воспитателя «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
«Развитие поисково - исследовательской деятельности
дошкольников в процессе экспериментирования»
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил,
Публикация «Самообразование воспитателя „Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём
опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его
творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т. д.
Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих
дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская
деятельность – исследование объектов окружающего мира иэкспериментирование
с ними.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных
проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию
и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет
одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в
том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской
жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в
исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно,
открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно
давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша,
открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же
механизмы творческого мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении
позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по
какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в
дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно
актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-
исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность,
пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные
интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка
информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию
творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-
исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую
удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои
представления о мире.
В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам
обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в
понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с
познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных
способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном
руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу,
дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в
инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как
самостоятельный творческий поиск.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так
как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это
внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение
и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально
разворачивалось, как процесс саморазвития.
В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать,
размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать
причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей
деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник
получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему,
зачем, как, что будет, если и т. д., почувствовать себя ученым, исследователем,
первооткрывателем.
Цель идеи: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских
способностей.
Задачи:
1. Организовать предметно-развивающую среду.
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и
коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Организовать взаимодействие с родителями по развитию исследовательской
деятельности дошкольника.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко
исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И.
Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы
определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной
активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство,
любознательность, познавательный интерес.
В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые
разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей
личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т. к.
он практически вбирает в себя и другие современные технологии.
Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым
Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит
деятельностный подход, целесообразная деятельность детей. Цель проектного
обучения – создать условия, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
- развивают исследовательские умения;
- развивают системное мышление;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач.
Также существуют источники для развития поисково-
исследовательскойдеятельности дошкольников (программа О. В. Дыбиной,
Н. Н. Поддьякова «Ребенок в мире поиска : программа по организации поисковой
деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации
Тугушевой Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста», И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир «Детское
экспериментирование»). Данные технологии предлагают организовать работу
таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым,
наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе
выбора вида деятельности, беседуя с детьми своей группы на тему выявления
знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит, я
отметила, что:
- дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной
деятельности, принимают участие в планировании экспериментальной
деятельности с подачи взрослого, с помощью взрослого готовят материал для
эксперимента;
- дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого
явления,
испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;
- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно
заданной ситуации.
Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения
и воспитания.
С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития
детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой
самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности,
стимулируемой взрослым (Н. Н. Поддъяков, я создала оптимальную развивающую
предметно-пространственную в старшей разновозрастной группе.
С целью развития детей в различных видах детской деятельности в группе
созданы центры активности, которые пополняю игровым оборудованием в
зависимости от изучаемой темы, интересов воспитанников. Например, центр
экспериментирования оснащен разнообразными материалами для исследования:
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема,
- мерные ложки, сита и воронки разного материала и объема,
- резиновые груши разного объема,
- пипетки с закругленными концами,
- природный материал и бросовый материал,
- технические материалы в контейнерах,
- увеличительные стекла и т. п.
- кинетический (живой) песок;
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты,
обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на
карточках или в альбоме.
Цель работы по теме самообразования : создать оптимальные условия для
развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить
усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской
деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской
деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,
самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы
Месяц Формы работы
С детьми
С педагогами
С родителями
Сентябрь
-Беседа «О свойстве песка в различных состояниях (сухой, влажный, мокрый). -Эксперименты с песком «Сыпем, рисуем», -Опыт «Песочные струйки». -Разучивание стихотворения М. Ершова «Песочница»
-Привлечение родителей для оформления уголка экспериментирования.
Консультация «Игры с п е с к о м. Э т о интересно!»
Октябрь
-Как рождается ветер. Познакомить с природным явлением – ветром. - Игра с вертушками, ленточками. - Запускаем бумажные самолетики на участке. Изготовление вертушек. - Установление флюгера на участке
Консультация «Познавательно - исследовательская деятельность детей в ДОО, как одно из ведущих видов деятельности у детей дошкольного возраста»
Ноябрь
-Беседа «Узнаем, какая вода». Задачи: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. -Экспериментирование : «Тонет-не тонет, «Легкий — тяжелый». Задачи: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые). - Чтение стихотворение о воде. - Игра «Ходят капельки по кругу». -Аппликация «Подводный мир». -Опыты с водой.
Консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем».
Декабрь
-Беседа о свойствах: -дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет, -бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде, -стекло (бьётся, прозрачное, звенящее.). Эксперименты : -«Тонет - не тонет», -Пускание корабликов, Опыты: «Волшебница бумага».
Консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!».
Январь
-Беседа «Снег и его свойства». Формировать представление о том, что снег это замерзшая вода. - Наблюдение за снежинками, рассматривание в лупу. -Рисование «Снег, снег кружится…» -Разучивание «Снег, снег кружится, белая вся улица.»
Консультация на тему: «Развитие познавательноисследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Выставка рисунков взрослых «Зимние пейзажи»
Февраль
-Беседа «Свойства льда» (холодный, гладкий). -Изготовление цветных льдинок. Задачи: П о з н а ком и т ь с тем, что вода замерзает на х о л о д е, ч т о в н е й растворяется краска
-Консультация для родителей: “Как научить ребенка исследовать?”
Март
- Б е с е д а «Д л я р о с т а растению необходимо тепло, почва, влага». - Наблюдение за ростом растений на «огороде на подоконнике». - Рассмотреть под лупой почву (чернозем, песок). - Показать схему роста растений в мнемотехнике Оформить папку на тему «Мы – исследователи».
-Буклет «Лед-это тоже вода»
Апрель
-Беседа «Воздух – невидимка». Расширить представления детей о свойствах воздуха. -Д/игра «Что в пакете?» Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. - И г р ы с в о з д у ш н ы м шариком и соломинкой. Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. -Экспериментирование «Ветер по морю гуляет» Задачи: Обнаружить воздух
-Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»
Май
-Беседа «Показать важное свойство солнечных лучей – давать жизнь в природе». -Разучивание потешки «Солнышко - вёдрышко». - И г р а «С о л н е ч н ы е зайчики»
-НОД «Лаборатория волшебства и чудес».
Трансляция результатов родителям (фотовыставка)
Список используемой литературы
1. Баранова Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
Ярославль: Академия развития, 2009 – 112с. : ил. ( Детский сад: днем за днем. В
помощь воспитателям и родителям).
2 Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире
поиска : поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред.
О. В. Дыбиной. - М. :ТЦ Сфера, 2005.-64 с. -(программа развития).
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О. В. Дыбиной. - М. :ТЦ Сфера,
4. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1.
5 Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М. : Педагогическое
общество России, 2005.-80с.
6 Новиковская О. А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников».- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
7 Прохорова Л. Н. - «Организация экспериментальной деятельности дошкольников :
Методические рекомендации». М. :АРКТИ, 2003.- 64с.
Поддьяков Н. Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников»
Ж. Вопросы психологии. 1985.№2
9 Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное
воспитание. 2005.№1
10 Тургушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие».- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2007.-128с.