Светлана Кижваткина
Самообразование «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Цель: воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Самообразование „Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Развивающие:
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Воспитательные :
- воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
Актуальность:
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Ожидаемые результаты для воспитателя :
- повышение уровня педагогической компетенции воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок. - разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2010. – 112 с.
2. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2008. - с. 185
3. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько - М. : Изд-во Москва,2004.
4. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
5. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
6. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 68-76.
7. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л. М. Архангельский. -М. : Знание, 2008. 64с.
8. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001.
План работы по самообразованию
Этап
Содержание работы Сроки Форма завершения
Подготовительный (диагностический, прогностический)
1. Анализ затруднений
2. Постановка проблемы
3. Изучение методической и художественной литературы по проблеме имеющегося опыта.
4. Определение цели и задач работы над темой
5. Прогнозирование результатов
6. Составление перспективных планов
7. Разработка конспектов
Первый год работы 1. Аналитическая информация.
2. Аннотированный перечень литературы
2. Цель, задачи
3. Ожидаемые результаты
4. План самообразования
5. Методическое подкрепление
Практический
1. Реализация основных целей и задач
2. Практическое применение наработанных материалов с детьми
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4. Корректировка работы Второй – третий год работы 1. Проведение работы с детьми, родителями, педагогами
2. Реализация творческих проектов
3. Показ открытых мероприятий
4. Участие в конкурсах с детьми и родителями
5. Мероприятия для родителей
6. Мастер – классы для коллег
Обобщающий
1. Подведение итогов
2. Обработка данных, соотнесение их с поставленной целью
3. Оформление результатов работы по теме
4. Предоставление материалов по теме Четвертый год работы 1. Отчетность о проделанной работе
2. Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме
3. Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.
4. Проведение мастер-классов для педагогов.
5. Выставка работ.
6. Оформление сборника консультаций для родителей.
7. Участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах среди педагогических работников
Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение Пятый год работы 1. Издание методического проекта, пособия,
2. Рекомендации для педагогов и родителей
План работы по самообразованию на _2019-2022 учебный год
Месяц Формы работы
Практический выход
Методическая работа по теме самообразования с детьми с педагогами с родителями
Сентябрь Подбор методической и художественной литературы.
Составление перспективного плана.
Ознакомление с нравственными качествами дошкольников " Соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения" Консультация «Как воспитывать ребенка добрым?» Мониторинг на начало учебного года
Октябрь Подбор художественной литературы (сказки, соответствующей возрасту детей; - организовать чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев.
Чтение и обсуждение сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Общение с педагогами"Роль детской книги в развитии речи детей" «Беседуем с детьми о прочитанных книгах»
Памятка для родителей Выставка уголка чтения
Ноябрь - Совместно с детьми изготовить героев сказки, для постановки кукольного театра;
- пополнять «уголок чтения» сказками
- пополнять «уголок ряженья» масками и костюмами для самостоятельной игры.
Беседа, инсценировка
«Волшебство добрых слов» Изготовление книжки – малышки «Любимый герой» Выставка детских работ, рисунки.
Декабрь Проведение конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»
НОД с участием сказочного персонажа
«Сказочный денёк» Фотовыставка: «Добрые, любимые, родные» Выставка детских работ, поделки.
Январь Изучение методической литературы о Мордовии, знакомство с устным народным творчеством, рассматривание открыток и альбомов
Чтение мордовских сказок «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска». Родительское собрание «Поговорим о нравственности» Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к миру книги»
Февраль «Роль книги в нравственном воспитании детей»
Праздник с участием сказочного персонажа
«Дарите людям доброту» Оформление папки – передвижки «Как воспитывать ребенка добрым» Открытий просмотр непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Сказочный денек».
Март Памятки для родителей «Беседуем с детьми о книгах»
Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация «Роль книги в нравственном воспитании детей»
Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как воспитывать ребенка добрым?»,
Апрель Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. Беседа «Мои любимые сказки» Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». Совместное творчество родителей и детей (рисунки, подделки «Герои сказок») Выставка работ. Тема: «Добрые, любимые, родные», изготовление книжки – малышки «Любимый герой», выставка рисунков и подделок «Герои сказок».
Май Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
Беседа с детьми о Великой Отечественной войне. «День Победы» Чтение стихов за круглым столом с педагогами о войне. Читаем стихи с детьми о войне Вечер памяти.
Июнь Проведение игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. Беседа инсценировка Консультация «Книга-источник детского творчества» Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений. Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».
Июль Подбор художественной литературы для чтения, стихов на разные темы. Беседа «Как вести себя в общественных местах» Совместная экскурсия с детьми в детскую библиотеку; Консультация «Роль семейного чтения в воспитании дошкольника» Развлечение «Расскажи стихи руками»
Фотоотчет о посещении библиотеки.
Август Подготовка спектакля «Колосок» Беседы на тему пословиц:
«Хлеб всему голова»,
«Без хлеба куска везде тоска»;
«Как сделать любое обучение нескучным и эффективным» -Консультация на тему «Такие разные сказки»;
–привлечь родителей к подготовке костюмов и декораций для спектакля.
Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам.
Анализ работы по теме за 19-20 учебный год.
(Реализованные цели, задачи. Ход проведенной работы. Затруднения в процессе работы. Самоанализ. Перспектива на новый учебный год и т. д.)
В 2019 - 2020 учебном году я взяла тему по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах : доброте, милосердии, справедливости.
По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые близки мышлению и представлениям ребёнка.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
А для достижения цели определила следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путё м :
- изучения учебной, справочной и научно – методической литературы по данной теме;
- самообразования.
2. Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте МДОУ и др.)
3. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к детской литературе.