Оленька Николаенко
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель : Николаенко О. Н.
Тема: ««Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет»
Цель работы: объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как оно становится основным средством общения. При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют самого детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов.
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Он развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию.
Так, например, сказка, путем уподобления животных людям, показывает нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают фантазию и смекалку. Пословицы, поговорки учат мудрости.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
План работы над темой
1этап :Диагностический
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Изучить и проанализировать:
• «Закон об образовании»
• ФГОС дошкольного образования.
• Программа Вераксы «От рождения до школы». Сентябрь 2016
2. Изучение методической литературы:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
4. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985
Журнал «дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А. О. Рулёва
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г. Иванова, В. Курашева.
6. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г «Воспитание творчеством» Г. С. Косарева, Е. Б. Москалёва 7. Хрестоматия для маленьких.
8. Изучение журналов «Дошкольное воспитание».
«Ребенок в детском саду».
Изучение статей в данном направлении. В течение года
3. Изучение интернет ресурсов:
https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/znachenie-malykh-form-
folklora-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta
www.maam.ru
kladraz.ru- кладовая развлечений.
В течение года.
2 этап. Прогностический
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Разработать перспективное планирование в средней группе с учётом использования информационно-коммуникативных технологий. Сентябрь 2016
2. Разработать формы и методы работы с детьми и родителями. Использование компьютерных технологий в работе с детьми. Октябрь 2016 г.
3 этап. Практический.
№ Содержание работы Сроки реализации
1. 1. Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года.
В течение года
2. 1. Создание игр и книжного уголка по развитию речи при участии родителей.
В течение года
3. 2. Размещение педагогической странички педагогическом уголке с советами родителей по развитию речи.
Октябрь 2016 г.
4. Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, спортивных состязаниях, театрализованных представлениях. В течение года
5. Изучение темы: «Устное народное творчество, как средство нравственного и духовного воспитания ребенка». Чтение русских народных сказок. В течении года.
6. Изучение темы: «Влияние сказок на ребенка». В течении года.
7. Разучивание песенок, стихов, потешек, скороговорок. Январь. В течение года.
8. Консультации для родителей. «Роль фольклора в развитии речи детей». Октябрь 2016 г.
9. Консультации для родителей. «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту. Ноябрь 2016 г.
10. Консультации для родителей. «Какие выбрать сказки?» Январь 2017 г.
11. Консультация для родителей. «Почитай мне сказку, мама» Март 2017 г.
12. Консультация для родителей. «Воспитание сказкой». Апрель 2017 г.
13. Открытый показ нод. Выступление на педсовете по выбранной теме. «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». Май 2017г.
14. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Май 2017 г.
4 этап. Обобщающий
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Подведение итогов. Оформление достигнутых результатов. Май 2017 г.
2. Подбор и изучение литературы по данной теме. Декабрь 2016 г.
Март 2017 г.
3. Подбор информации для родителей. (Консультации) В течении года.