Ирина Хайрулина
Патриотическое воспитание детей посредством русской народной сказки. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование
Тема: «Патриотическое воспитание детей
через русскую народную сказку»
на 2022 -2023 учебный год
Тип проекта долгосрочный
Участники проекта Дети подготовительной группы МКДОУ «Шевелевский детский сад»
Разработчик проекта Хайрулина Ирина Михайловна
Тип проекта Творческий
Форма проекта Групповая
Пояснительная записка.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Консультации для воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Патриотизм – это чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей страны.
Настоящий патриот любит свою страну, но при этом уважает другие народы и страны, их традиции и обычаи. Важно различать понятия патриотизма и национализма. Националисты считают свою нацию и её интересы выше остальных, поэтому их политические взгляды нередко агрессивны и общественно опасны.
Патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, в результате которого у ребенка формируются представления, взгляды, убеждения, патриотическая позиция. Именно в дошкольном возрасте идет процесс социальной адаптации, жизненного определения, становление личности, формируются основные нравственные качества ребенка. И процесс патриотизма в детском саду можно запустить с помощью с народных казок.
. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, это бесценный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
• Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Постановка проблемы.
Проблема нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах барби и вымышленных персонажах, таких как человек-паук, бетман и др. Современные дети мало знают о родном посёлке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. Наблюдая за детьми, мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем, есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате, у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы.
Этапы реализации самообразования
Сроки Раздел
Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь - май Определение цели, задач
подбор литературы
Ознакомление с передовым педагогическим опытом
Насыщение ППРС по теме исследования Методическая копилка
Работа с детьми
Сентябрь Тематические беседы «Мои добрые дела». Составление списка добрых дел.
Задача: воспитание в детях нравственных чувств. Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
Октябрь Чтение русских народных сказок.
Задача: Поддерживать интерес к народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию. Изготовление масок для героев сказок
Пополнение книжного уголка
Ноябрь Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас. Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»
Декабрь Слушание аудио сказок. Просмотр мультфильмов.
Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить внимательно слушать. Изготовление открыток к празднику
Январь Рассказывание сказок.
Задача: продолжать знакомить с народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас. Конструирование книжек-малышек.
Февраль Пальчиковый театр.
Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами. Создание альбома «Волшебный мир сказок»
Март Рассматривание книг и иллюстраций по русскому народному творчеству.
Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к русской народной культуре через сказки. Конкурс «Сочини сказку»
Апрель Подвижные русские игры.
Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры. Вечер сказок
Май Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас. Драматизация сказки
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Работа с родителями
Сентябрь Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»
Октябрь Консультация «Мама, почитай мне сказку»
Ноябрь Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.
Декабрь Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок
Январь Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Февраль Консультация «Сказка в жизни ребенка»
Март Мастер-класс по изготовлению настольного театра
Апрель Конкурс «Сочини сказку»
Май Вечер сказок
Действия и мероприятия планируемые в процессе работы над темой:
Сентябрь-апрель - изучение литературы по теме;
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.