МААМ-картинки

Самообразование «Развитие речи младших дошкольников посредством русского фольклора»

Ирина Малянова
Самообразование «Развитие речи младших дошкольников посредством русского фольклора»

Актуальность :

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Публикация «Самообразование „Развитие речи младших дошкольников посредством русского фольклора“» размещена в разделах

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Объект исследования – процесс развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам русского народного фольклора.

Предмет исследования – русский народный фольклор как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение воспринимать разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки;

- создавать условия для развития слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизировать словарный запас детей;

- формировать умение детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:

- развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.

- побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.);

- развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности (выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения).

Воспитательные:

- вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества

- формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

- обогащать чувства, воображение и речь детей.

- воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

Литература:

1 Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

2 Гербова В. В. «Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки». Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс 2006г. 3

3 Неганова Н. «Русский фольклор в жизнь малышей». Дошкольное воспитание, 1995, №10.

4 Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста»,с. 8;

5 Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

6 Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

7 Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

8 Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

9 И. А. Бойчук, Т. Н. Полушина. «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством

10 Интернет ресурсы

Перспективный план работы на 2023-2024гг.

Сентябрь

Изучение и подбор литературы, интернет ресурсы.

Октябрь

Подбор фольклорного материала для режимных моментов (потешки, считалки, пестушки, колыбельные)

Разучивание и проговаривание потешек.

Рассматривание иллюстраций в детских книгах с потешками для детей.

Слушание колыбельных песен перед сном.

Ноябрь

Обновить имеющиеся виды театра, пополнить новыми видами.

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам.

Оформление папки - передвижки для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Декабрь

Реализация краткосрочного проекта «В гостях у сказки"

Проведение родительского собрания на тему: Сказка, как средства формирования развития речи дошкольников.

Январь

Составление картотеки игр с использованием фольклорных форм.

Беседа «Пришла Коляда- отворяй ворота» (знакомство детей с рождеством)

Февраль

Семейный конкурс «Отгадай загадку –нарисуй отгадку» (Совместное творчество детей и родителей)

Беседа «Сундучок Деда Мороза (отгадывание загадок о зиме)

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись» (Знакомство с закличками и потешками о солнце)

Апрель

Использование собранного материала во всех режимных моментах.

Показ открытого занятия по теме самообразования.

Май

Самоанализ плана по самообразованию.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игрРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игр Каталог авторских игр по развитию мелкой моторики. Главная цель применения в практике совместной деятельности с детьми игр на развитие моторики.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие речи младших дошкольников посредством русского фольклора»
Опубликовано: 28 июня 2024 в 07:47
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие речи младших дошкольников посредством русского фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД