Оксана
Самообразование. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Цель: Создание условий для повышения уровня педагогического мастерства через изучение темы: ««Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Задачи:
Публикация «Самообразование, Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования и методик по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2.. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
3. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
4. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
5. Развивать у детей интерес к рисованию
6. Обучать ловкости в обращении с карандашом, ручкой и кисточкой, формировать правильный захват карандаша, ручки и кисточки, тренировать мышцы рук детей.
Актуальность темы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы).
Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Этапы Сроки Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 этап Научно-исследовательский Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
2 этап Практический Апробация различных педагогических технологий и методик организации работы с дошкольниками Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
3 этап Аналитический Подведение итогов Оформление результатов работы по теме самообразования
План работы на
№ Дата/месяц Форма работы Выход/результат
1 В течение года Изучение литературы по данной теме Список литературы
2 В течение года Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики Картотека нетрадиционных техник рисования
3 В течение года Составление конспектов занятий и игр по данной теме Конспекты занятий
4 Май Анкетирование родителей «Мой талантливый малыш» Мониторинг запроса родителей в предоставлении образовательных услуг в ДОУ
5 Май Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование» Памятки
Буклеты
Папки-передвижки
План работы на
№ Дата/месяц Форма работы Выход/результат
1 Ноябрь, март, май. Подготовка и организация совместных тематических проектов. Выставка совместных творческих работ детей
2 В течение года Оформление и обновление информации на информационном стенде «Юный художник» для родителей. Информационное просвещение родителей
3 В течение года Размещение рекомендаций для родителей в сети интернет Информационное просвещение родителей
4 Июнь Совместное творчество детей и родителей : семейный конкурс на тему «Счастливое детство» Выставка совместных творческих работ детей
5 В течение года Участие в конкурсах и выставках детских работ различного уровня Сертификаты и дипломы
План работы
№ Дата/месяц Форма работы Выход/результат
1 Октябрь Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для молодых педагогов ДОУ. Показ
2 В течение года Обобщение педагогического опыта работы по теме Выступление на педсовете, семинаре, конференциях.
3 В течение года Оформление рекомендаций для педагогов и родителей на основе методического и практического материала из личного опыта работы. Картотека
4 Май Оформление аналитического материала о проделанной работе Отчет
Список литературы
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М. : Просвещение, Росмэн. 2008 г.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.
«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
Цквиария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
План работы с детьми по теме
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Старшая группа (5-6лет)
Месяц Тема Кол-во час. Задачи Содержание, предварительная работа Материалы,
литература
Сентябрь «Ветка рябины» (рисование пальчиками)
2 Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство; Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности; Закрепить прием вливания одного цвета в другой; Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры «Листья», «Грабли», «Ягодки»; рисование на цветном песке, на манке, штриховка в тетради, дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур, выкладывание по контуру из камушек, пуговиц, работа с мозаикой, сматывание шерстяной пряжи, самомассаж. Альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета, набор гуашевых красок, кисть, рябины – натура или фотоиллюстрация.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
«Осенние мотивы»
(кляксография) 2 Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски; Показать его выразительные возможности. Развивать мышцы рта. Пальчиковые игры «Деревья», «Листья», «Ёлочка», выкладывание из палочек, пуговиц, камушек фигурки (елка, деревья); рисование на манке, на песке, работа с прищепками, работа в тетрадях – штриховка, обводка по контуру, самомассаж. Репродукции с осенними мотивами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля.
Р. Г. Казакова
«Необыкновенное рисование»
Октябрь «Кот Василий – мой дружок»
(тычок полусухой жесткой кистью) 2 Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, учить набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним. Пальчиковая игра «Кошка», «Котик», выкладывание из счетных палочек, шариков, крышек фигурки, рисование на манке, на рисе, рисование по контуру, штриховка, самомассаж, ниткопись на бархатной бумаге. Бумага, гуашь, щетинная кисть, иллюстрации домашних животных.
Р. Г. Казакова
«Необыкновенное рисование»
«Цветик – разноцветик»
(смешивание красок)
2 Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомит с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.
Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри круга. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Пальчиковые игры «Распустились цветы», «Астры, хризантемы», «Красивый цветок»; рисование на крупе «Цветы», выкладывание мозаики, из палочек «Ваза», «Цветок»; выкладывание из крышек, счетных палочек «Цветы»; выкладывание из ленточек, тесемок, пуговиц «Красивый узор»; завязывание лент. Гуашь тёплых и холодных тонов, палитры, листы бумаги.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
Ноябрь «Осень на опушке краски разводила»
(печать листьев)
2 Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени; Ознакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений»; Развивать у детей видение художественного образа и замыслы через природные формы; Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Пальчиковые игры «Деревья», «Листья», «Ёлочка», выкладывание из палочек, пуговиц, камушек фигурки (елка, деревья, листья); рисование на манке, на песке, работа в тетрадях – штриховка, обводка по контуру, по трафарету, самомассаж. Листья разных пород деревьев (4-5 видов, 2 альбомных листа, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень». Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
«Ёжик - без головы и ножек». (тычок полусухой жесткой кистью) 2 Формировать умение изображать животное, используя тёплые тона; Рисовать в технике тычка щетинной кисточкой, тем самым, передавая колючесть шерсти животного. Пальчиковая гимнастика: «Ёжик», фигурки из палочек (ёжик, самомассаж с массажным мячиком, выкладывание из крышек фигурки «Ёж», рисование на цветном песке, работа с прищепками, выкладывание шариков на песке фигурки, работа в тетрадях –обводка по контуру и штриховка. Щетинная кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, вырезанный силуэт колючего животного.
Р. Г. Казакова
«Необыкновенное рисование»
Декабрь «Праздничный салют»
(тычок полусухой жесткой кистью)
2 Учить детей изображать праздничный салют методом тычка полусухой кистью, Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Развивать чувство композиции Пальчиковая игра «Праздник», «Салют», «У нас праздник»; выкладывание из крышек, мозаики пучки салюта, рисование на крупе, на песке «Салют», работа в тетрадях – штриховка, обведи по контуру; самомассаж. Тонированная плотная бумага, гуашь, кисть тонкая, кисть щетинная.
Р. Г. Казакова
«Необыкновенное рисование»
«Морозный узор» (фотокопия – рисование свечой)
2 Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Пальчиковые игры «Снежок», «Снежинка»; игр. упр-е с ватой, бумагой «Снежок»; рисование по крупе «Узор», выкладывание из пуговиц, камушков, ракушек, бусинок «Снежинка»; шнуровки; рассматривание снежинок на прогулке; выкладывание из счетных палочек «Снежинка», выкладывание нитки на бархатной бумаге. Альбомный лист, доп. лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, банка с водой.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
Январь «Деревья зимой»
(монотипия, рисование пальчиками) 2 Познакомить с техникой монотипия, учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Развивать творческие способности Пальчиковые игры «Листья», «Дерево»; выкладывание на цветном песке, рисование на манке, штриховка в тетради, дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур, выкладывание по контуру из камушек, пуговиц, самомассаж. Бумага, акварельные краски, кисти, салфетки.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
«Сова»
(тычок полусухой жесткой кистью) 2 Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Пальчиковые игры «Совушка - сова», «Птицы», работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка); выкладывание фигурки из палочек, геометрических фигур, косточек, пуговиц; рисование на песке, на манке, работа в тетрадях – штриховка, обведи по контуру; самомассаж.
Жесткая кисть, гуашь, бумага, иллюстрации птиц.
Р. Г. Казакова
«Необыкновенное рисование»
Февраль «Танк»
(печать по трафарету) 2 Закреплять умение печатать по трафарету, рисовать пальчиками, пробками. Развивать чувство композиции. Пальчиковые игры «Танк», «Папа», «Все профессии важны», работа с мелкими геометрическими фигурами; выкладывание фигурки из палочек, геометрических фигур, косточек, пуговиц; развязывание узлов, рисование на песке, на манке, работа в тетрадях – штриховка, обведи по контуру; самомассаж.
Бумага, трафареты –танк, гуашь, пробки.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
«Медвежонок»
(рисование на мятой бумаге) 2 Познакомить детей с техникой рисования на мятой бумаге, развивать творческие способности у детей дошкольного возраста, развивать внимание, мышление и вкус, воспитывать аккуратность.
рисование на песке, на манке, работа в тетрадях – штриховка, обведи по контуру; самомассаж.
Бумага формата А4, гуашь, кисти, салфетка.
А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Март «Букет для мамы» (монотипия) 2 Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (монотипия предметная). Развивать чувство ритма. Пальчиковые игры «Распустились цветы», «Астры, хризантемы», «Красивый цветок»; рисование на крупе «Цветы», выкладывание мозаики, из палочек «Ваза», «Цветок»; выкладывание из крышек, счетных палочек «Цветы»; выкладывание из ленточек, тесемок, пуговиц «Красивый узор»; завязывание лент. Иллюстрации натюрмортов с цветами, бумага, гуашь, кисти, баночки с водой.
Р. Г. Казакова
«Необыкновенное рисование»
«Фантазии»
(знакомая форма – новый образ) 2 Развивать умение преобразовывать знакомые формы в новый образ, закреплять знания о пейзаже, весенних предметах, об изобразительных материалах, воспитывать желание проявлять выдумку, воображение. Пальчиковые игры «Кубики», «Мяч», «Дом», «Дружат девочки и мальчики», работа с мелкими геометрическими фигурами; выкладывание фигурки из палочек, геометрических фигур, косточек, пуговиц; рисование на песке, на манке, работа в тетрадях – штриховка, обведи по контуру; самомассаж, работа с прищепками
Простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить.
Р. Г. Казакова
«Необыкновенное рисование»
Апрель ««Чудесная мозаика»»
(мозаика) 2 Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – стиль «мозаики». Развивать цветовое и эстетическое восприятие, интерес к результатам рисования. работа с мелкими геометрическими фигурам, выкладывание фигурки из палочек, геометрических фигур, косточек, пуговиц, камушек; работа с мозаикой; рисование на песке, на манке, работа с прищепками, работа в тетрадях – штриховка, обведи по контуру; самомассаж.
Бумага, цветные карандаши, простой карандаш.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
«Весенний пейзаж»
(рисование по мокрому листу) 2 Продолжать знакомить детей с техникой рисования «по мокрому листу», формировать умение рисовать нетрадиционным способом «по мокрому листу», формировать умение строить композицию в рисунке, продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность; мелкую моторику рук, воспитывать у детей стремление к достижению результата. Пальчиковые игры «Речка», «Дерево», «Полянка»; работа с мелкими геометрическими фигурам, выкладывание фигурки из палочек, геометрических фигур, косточек, пуговиц, камушек; работа с мозаикой; рисование на песке, на манке, работа с прищепками, сматывание лент, работа со скрепками, работа в тетрадях – штриховка, обведи по контуру; самомассаж. 2 листа бумаги формата А4, кисти, акварельные краски, гуашь, репродукции с весенними пейзажами.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
Май «Одуванчики»
(акварель, восковые мелки, соль) 2 Закреплять умение рисовать одуванчики в технике (акварель + восковые мелки + соль). Развивать чувство цвета и формы. Развивать воображение, чувство композиции.
Пальчиковые игры «Распустились цветы», «Одуванчики», «Красивый цветок»; рисование на крупе, песке, выкладывание мозаики, из палочек выкладывание из крышек, счетных палочек; выкладывание из ленточек, тесемок, пуговиц; завязывание лент, работа в тетрадях – штриховка, обведи по контуру; самомассаж. Бумага, кисти, соль, акварельные краски, восковые мелки.
Р. Г. Казакова
«Необыкновенное рисование»