Алия Кдралиева
Самообразование «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы
А. С. Макаренко:
Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам".
«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития звукопроизношения»
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Публикация «Самообразование „Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:
М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичёва, Н. В. Нищева, Н. А. Чевелёва и др.
А вот зачем язык тренировать?
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
• Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
• Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
Цель: Обобщить опыт по использованию артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
2. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
4. Пополнить развивающую среду кабинета.
Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2019г.
Тема:
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников».
(1 год)
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
2. Выяснить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
4. Пополнить развивающую среду кабинета.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Изучение методической литературы. (сентябрь-май)
2. Оформление уголка:
«Артикуляционная гимнастика». (октябрь)
3. Изготовление буклетов для родителей и воспитателей: «Комплексы артикуляционной
гимнастики» и др. (ноябрь)
4. Проведение консультаций для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних
условиях». (январь)
5. Обобщение педагогического опыта по теме: «Артикуляционная гимнастика как средство
развития речи дошкольников».(февраль)
6. Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. (МАРТ)
7. Отчет на педсовете (система работы) .(МАЙ)
Тема:
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников».
(2 год)
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
4. Пополнить развивающую среду кабинета.
5. Вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата : точность движения, плавность и легкость, без подергивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому, умение работать с зеркалом.
Предполагаемые результаты использования артикуляционной гимнастики :
Выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.
Поддержание интереса ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребности в логопедических занятиях. Побуждать активность, самостоятельность, инициативность.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения
детей. (СЕНТЯБРЬ)
2. Изучение методической литературы. (Октябрь)
3. Изучение опыта работы по данной теме. (Ноябрь)
4. Изготовление буклетов для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних
условиях».(Декабрь)
5. Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного
аппарата ребёнка» Памятка для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики».(Февраль)
6. Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала:
- картинки для проведения артикуляционной гимнастики;
- стихи, считалки, сказки для проведения арт. гимнастики. (Март)
7. Оформление картотеки артикуляционных упражнений. (Март)
8. Проведение занятий, артикуляционной гимнастики в течение дня, дидактических игр,
проговаривание чистоговорок, стихов, считалок. (в том числе с использованием ИКТ) .(Апрель)
9. Обобщение педагогического опыта по теме: «Артикуляционная гимнастика как средство
развития речи дошкольников».(Май)
11. Отчет (система работы) .(МАЙ)