Инесса Рыжкова
Развитие тонкой моторики рук у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Публикация «Развитие тонкой моторики рук у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно вели-ка здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи шло параллельно.
Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Упражнения с детьми могут проводить как логопед, так и воспитатели. Проводятся они в течение 2-3 минут. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даё т видимый и быстрый эффект: движения кисти пальцев становятся точными и координированными, рука полностью готова к письму. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособ-ности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию моторики должна начинаться, задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Воспитателей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4-см (по образцу). Если ребенок имеет свойство фиксировать кисть на плоскости, он не справится с задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приемов, передвигая руку.
Конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Существует несколько методик позволяющих проверить подготовку мелкой моторики руки ребенка к школе.
1. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна-Йерасека)
Образец графического диктанта
Ребенку дают листок в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.
ИНСТРУКЦИЯ. «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем».
Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.
«Видишь, какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки». (Ставится точка в начале строки.)
ПЕРВОЕ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Инструкция: «теперь внимательно меня слушай и рисуй только то, что я буду диктовать»6
Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз».
ОЦЕНКА: за всё задание 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.
2. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения).
Инструкция. «Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)».
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимально – 10 баллов.