Мария Мариенкова
Самообразование по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Войти в природу другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
Публикация «Самообразование по экологии с детьми старшего дошкольного возраста „Войти в природу другом“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
От нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети! Мы, родители, воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.
Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы Страна в погоне за экономических процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать, что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру.
Основные задачи проекта:• Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах
• Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т. е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям
• Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)
• Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.
Формы и методы проекта:
- Интеграция образовательных областей: познание (природный мир, коммуникация, художественное творчество, труд.
- наблюдения за растениями в уголке природы
-работа с календарями природы
- создание проблемных ситуаций
- экологические досуги,
- беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы
- дидактические игры
- подвижные игры
- консультативная работа с родителями
Ожидаемые результаты:
• повышение экологической грамотности, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
• формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
• приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.
1) Комнатные растения.
В младшем возрасте много внимания уделяется знакомству детей с комнатными растениями. Наблюдая за растениями, мы знакомим детей с особенностями внешнего вида, строением, учим выполнять трудовые действия по уходу за ними в правильной последовательности.
Комнатные растения в детском саду — это не только предмет интерьера, но и средство очищения воздуха, средство знакомства и общения малышей с природой. Была организована и проведена совместная деятельность с детьми в уголке природы. Дети любят ухаживать, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой, рыхлить почву и опрыскивать листья.
Такие элементарные трудовые поручения воспитывают интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
По итогам проделанной работы, дети пришли к выводу о том, что растения не только живые, не только похожи своими потребностями на человека и животных, но и каждое из них обладает своим характером, а значит, может радоваться, когда ему хорошо и грустить – когда плохо.
2) Покорми птиц зимой.
С детьми мы выделили несколько правил подкормки птиц зимой:
1. Если вы не уверены, что сможете ежедневно наполнять кормушку, не вешайте ее. Одноразовая подкормка — это не подкормка. Так же как посаженное дерево нужно поливать, повешенную кормушку надо все время держать с кормом.
2. Не вешайте много кормушек, особенно далеко от дома. Лучше повесить одну на балконе или за окном, чтобы она была легко доступна. Птицы ее быстро найдут и будут навещать. Если вы развесили кормушки в лесу, не забудьте их убрать с наступлением весны. Иначе они превратятся в картонный и пластиковый мусор.
3. Конструкция кормушки не имеет значения. Важно только, чтобы корм не заносило снегом.
4. Не сыпьте в кормушки крупу: пшено, перловку и тому подобное. Птицы, кроме голубей, их вообще не едят. Не стоит также класть куски хлеба — их трудно клевать, особенно на морозе.
5. Самый доступный и универсальный корм для всех зимующих птиц — семена подсолнечника, обязательно сырые. Также можно развесить на проволоке или веревочке кусочки несоленого сала — для тех птиц, которым необходима животная пища.
6. Кормушки лучше устанавливать на высоте полутора метров от земли в отдалении от дорожек и тропинок — чтобы птицы не пугались прохожих
7. Корм необходимо обновлять примерно каждые два дня, при этом очищая кормушку от остатков старого.
3) Посадка лука и чеснока в нашей группе и выращивание его детьми
Целью посадки лука и чеснока детьми я выделил – это формирование знания детей о том, как саджать рассаду, как за ней ухаживать в комнатных условиях. Формировать у детей осознанно правильное отношение к природным явлениям. Воспитывать бережное отношение к растениям. Ведь огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных и комнатных условиях.
4) Работа с родителями.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
1. Педагог-родитель;
2. Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
1. Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
2. Использование и рекомендация научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
3. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Вывод.
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.