Табачникова Анна Петровна
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством технологии Сторителлинг
Актуальность:
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством технологии Сторителлинг» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день. Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.
Главное условие реализации ФГОС ДО – обучение детей в игре, т. к. игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Таким образом, многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность игровой технологии «Сторителлинг» позволяет использовать ее для коррекции и формирования речевых способностей детей старшего дошкольного возраста.
Новизна опыта состоит в том, что в нем предложена апробированная система работы по технологии «Сторителлинг» в дошкольном учреждении, как альтернативной формы комплексной работы воспитателя по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Игровые приемы сторителлинга легко интегрируются во все образовательные области, что позволяет применять их на любых занятиях.
Цель: показать роль и значение технологии «Сторителлинг» в формировании речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения нормативно-правовой литературой, научно-методической, а также публицистической литературой по теме самообразования.
2. Изучить и проанализировать опыт других педагогов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотра публикаций на образовательных сайтах и сети интернет).
3. Разработать перспективный план работы с педагогами, воспитанниками и родителями.
4. Апробировать методические разработки по теме самообразования для педагогов МАДОУ (конспекты ООД, сценарии, праздники, досуги).
5. Экспериментально синтезировать полученные знания воспитанников, используя разнообразные формы работы с ними.
6. Доказать, что интеллект ребенка можно развивать посредством малых фольклорных форм фольклора, привлекая всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты:
• совершенствование собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;
• разработка и апробирование дидактических и игровых материалов;
• повышение уровня речевого развития воспитанников;
• разработка и проведение открытых образовательных и методических мероприятий, по исследуемой теме;
• участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы.
Направления самообразования (например)
Основные направления Действия и мероприятия
Профессиональное Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.
повышать квалификацию на курсах для педагогов
Методическое Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ООД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.
Информационно-технологические Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами
Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.
Перспективный план работы над темой самообразования
Этапы Сроки Содержание работы Практическая деятельность
Организационно-диагностический Апрель 2022 г. Постановка проблемы.
Анкетирование с родителями.
Мониторинг (с детьми).
Определение цели и задач работы над темой.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Изучение периодической печати.
Посещение библиотек.
Знакомство с работами других педагогов.
Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
Практический Апрель 2022 г. Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.
Обобщающий Апрель-Май 2022г. Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования. Написание отчета.
Подготовка материалов для публикации в профессиональных журналах. Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. ведение персонального сайта (страницы и т. д.) Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы
Внедренческий Май
2022 г. Распространение опыта работы.
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.
Список используемой литературы
Ознакомление с нормативными документами
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. «Конвенции о правах ребенка» от 15.09.1990г.
3. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1354 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 N 34958)
4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Изучение учебной и научно-методической литературы
1. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М. : Обруч, 2015. -192 с.
2. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
3. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
4. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — No16. — С. 515-518.