Оксана Слизова
Самообразование по теме «Опытно-экспериментальная деятельность детей в ОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность детей в ОУ
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Берёзовская СОШ» (дошкольное образование)
Тема по самообразованию
Слизовой Оксаны Сергеевны
(воспитатель)
«Опытно-экспериментальная деятельность детей в ОУ»
Начало: 2020г.
Конец:2021г.
с. Берёзовка
2020г.
ПЛАН САМООБРАЗОВАН ИЯ.
1. Ф. И. О. педагога – Слизова Оксана Сергеевна.
2. Дата рождения – 03.03.1982г.
3. Стаж работы – 15 лет.
4. Образование – высшее, БГПУ.
Публикация «Самообразование по теме „Опытно-экспериментальная деятельность детей в ОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
5. Квалификационная категория – I
6. Тема самообразования – «Опытно – экспериментальная деятельность детей в ОУ».
7. Выбор темы - «Опытно-экспериментальная деятельность детей в ОУ»
по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дети с удовольствием наблюдают и принимают активное участие в опытах и экспериментах, рассказывают родителям и с нетерпением ждут следующих опытов. Из всего вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и общеобразовательного процесса, к сожалению не всегда хватает времени для более углубленного изучения, какого либо дополнительного материала. Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
8. Актуальность темы.
Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое,
неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 в детских садах утверждены и введены в действие ФГОС. На современном этапе к - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.
Новизна данной темы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии.
Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Опытно – экспериментальная деятельность детей в ОУ»
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
9. Цель:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
10. Задачи:
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
11. Основными формами реализации задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности.
Форма работы с детьми:
Групповая.
12. Методы и приёмы
Приёмы организации детей в процессе обучения :
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей :
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
Приё мы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением,
- выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
13. Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
14. Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ.
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования.
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать.
- расширять знания об объектах и их свойствах.
15. Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:
проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
не оставлять вопрос без внимания;
радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.
16. Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:
- природные материалы: песок, камушки, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;
-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
-литература и карточки- схемы;
-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
Безопасность для жизни и здоровья детей;
Достаточность;
Доступность расположения.
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
17. Работа педагога:
Изучение научно – педагогической литературы;
Разработка перспективных планов;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, консультациях;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
18. Этапы создания системы работы:
Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
19. Работа с родителями.
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание – пополнить мини – лабораторию новыми материалами и инструментами.
20. Работа с педагогами:
Для педагогов будут предложены консультации:
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»;
«Требования к проведению наблюдений».
Открытый показ НОД.
Вывод:
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Перспективное планирование по самообразованию.
Сентябрь.
1. Опыт №1
Цель. Формирование представлений о свойствах воды.
2. Железо тонет в воде. Опыт.
Цель. Формирование представлений о свойстве металлических предметов тонуть в воде.
3. Замёрзшая вода. Эксперимент.
Цель. Расширение представлений о свойствах льда.
Октябрь.
1. Опыт №6
Цель. Формирование представлений о свойствах воздуха.
2. Свойство воды. Опыт.
Цель. Формирование представлений о свойствах воды.
3. Всё увидим, всё узнаем. Эксперимент.
Цель. Формирование представлений об увеличительном стекле (лупе).
Ноябрь.
1. Опыт №8
Цель. Формирование представлений о воздухе.
2. Белое и чёрное. Опыт.
Цель. Формирование представлений о свойствах света.
3. Солнечные зайчики. Эксперимент
Цель. Расширение представлений о свойствах света.
Декабрь.
1. Опыт №3
Цель. Формирование представлений о свойствах снега.
2. Цвет и прозрачность. Опыт.
Цель. Белая ли вода и что можно увидеть в стакане молока?
3. Тающий лёд. Эксперимент.
Цель. Расширение представлений о свойствах льда.
Январь.
1. Опыт №5
Цель. Формирование представлений о свойствах сахара.
2. О свойствах вещей. Опыт.
Цель. Формирование представлений о сходстве и различии по внешнему виду соли и сахара.
3. Что растворяется в воде? Эксперимент.
Цель. Формирование представлений о растворимости и нерастворимости в воде различных веществ.
Февраль.
1. Опыт №13
Цель. Формирование представлений о свойствах хлопчатобумажной ткани.
2. Цель. Про дракона, пожирающего железо. Опыт.
Цель. Формирование представлений о ржавчине.
3. Волшебное сито. Эксперимент.
Цель. Формирование представлений о кухонной посуде (сите).
Март.
1. Опыт №10
Цель. Формирование представлений о видах почвы.
2. Эксперимент «Далеко-близко». Опыт.
Цель. Формирование представлений о теплоте.
3. Пизанская башня. Эксперимент.
Цель. Расширение представлений о свойствах воды.
Апрель.
1. Опыт №12
Цель. Формирование представлений о свойствах различных видов почвы.
2. Живой кусочек. Опыт.
Цель. Формирование представления о растениях.
3. Растительная жизнь. Эксперимент.
Цель. Расширение представлений о растениях.
Май.
1. Опыт №11
Цель. Формирование представлений о свойствах огня.
2. Мыльные пузыри. Опыт.
Цель. Формирование представлений о свойствах мыла.
3. Игры с песком. Эксперимент.
Задача. Закрепление представлений о свойствах песка. Развитие любознательности, наблюдательности. Активизирование речи детей, развитие конструктивных мнений.
Литература.
1. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дощкольника. Опыты, эксперименты, игры.
Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013г.
2. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.
Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013г.
3. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду.
Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013г.