Гасанбекова Мадина
Самообразование «Использование занимательного математического материала с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №14 «Умка»
«Использование занимательного математического материала с дошкольниками»
Воспитатель:
Гасанбекова М. А.
Воспитатель: Гасанбекова Мадина Алиевна
Публикация «Самообразование „Использование занимательного математического материала с дошкольниками“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема: «Использование занимательного математического материала с дошкольниками»
Цель: формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал.
Задачи: Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости; Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Актуальность выбранной темы:
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Этапы разработки:
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
• Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
• Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
• Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Сроки работы: октябрь 2018 г. – сентябрь 2020г.
№ Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы
1 Подготовительный этап.
Аналитико-диагностический. Октябрь 2018г –Февраль 2019г. Диагностика дошкольников по заданной теме.
Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.
2 Основной этап. Март 2018 г. –Март 2020 г. Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Изготовление дидактических игр для развития познавательной активности дошкольников.
Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.
3 Заключительный этап. Апрель 2020 г. Доклад и презентация на тему (на педсовете) «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Фото-выставка «Первые шаги в математике».
Представление материалов на педсовете.
План работы по самообразованию
Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Работа с документацией.
Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов Знакомство и анализ документации.
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, интернетом.
Ноябрь Изучение теории по теме:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Знакомство с литературой по данной тематике.
Посещение занятий воспитателей. Обмен опытом по проблеме.
Декабрь Работа над модернизацией группы. Оформление уголка группы
Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.
Январь Разработка плана на месяц, год. Подбор материала.
Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей Знакомство с литературой.
Февраль Подготовка презентации по ФЭМП Подбор материала
Создание паспорта группы. Проведение полной инвентаризации группы.
Март Создание методической разработки Изучение литературы
Разработка картотек игр по ФЭМП Подбор материала
Апрель Защита методической разработки
Выступление с презентацией на метод объединении.
Май Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.
Направление работы по самообразованию
№ Направление работы Содержание работы Сроки
1. Работа с детьми в группе Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская игра») «Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша») «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару» и. т. д
2019-2020г
2. Работа с родителями. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
- Индивидуальные беседы и консультации
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
2019-2020г
3. Работа с педагогами. -Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете
проделанной работе за учебный год.
ноябрь
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» - серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
11. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.