Бахарева Алёна Александровна
Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам послушать одну притчу, а потом ответить на вопрос: в чем ее смысл? В чем мораль притчи?
(Трансляция ролика «Крылья» Ш. Амонашвили.)
(Присутствующие озвучивают ответы на вопрос.)
Вы совершенно правы, для того, чтобы научить чему-то другого, нужно сначала научиться самому.
Т. о. вытекает наша тема Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности
Публикация «Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности» размещена в разделах
Начнем с того что современный мир требует от педагога новых профессиональных и личностных качеств.
Вопрос: Давайте, мы вместе перечислим профессиональные и личностные качества, которые необходимы современному педагогу?
(Ответы участников.) (системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, стрессоустойчивость)
Вот какой портрет современного педагога у нас получился.
Вопрос: Что нужно педагогу, чтобы всегда соответствовать своему времени?
(Ответы участников.)
Педагогу нужно постоянно повышать свою профессиональную компетентность, что бы идти в ногу со временем. Таким образом, внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими факторами : нарастающим объемом научной информации, прогрессом в области техники и технологии, интеграцией образования, наук и производства.
Вопрос: Уважаемые коллеги, А как Вы понимаете термин «Профессиональная компетентность педагога»?
(Ответы присутствующих.) Давайте себя проверим и обратимся к термину.
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Вопрос: Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
1. В нашем детском саду проходит работа в методических объединениях, так же созданы творческие группы, которые разработали региональную программу детского сада, программу на летний оздоровительный период;
2. исследовательская деятельность бывает спланированная, а иногда по желанию и интересам детей, эти исследования мы включаем в проектную деятельность;
3. инновационная деятельность – мы работаем в инновационном режиме и как инновационная площадка при АКИПКРО делимся своим опытом с другими педагогами, освоение новых педагогических технологий реализуется через своевременное прохождение курсов повышения квалификации всеми педагогами детского сада, а так же все педагоги, не имеющие дошкольного образования, прошли профессиональную переподготовку;
4. различные формы педагогической поддержки – так в саду регулярно проходит «Школа молодого педагога», разработаны и реализуются программы наставничества, где опытные педагоги обучают молодых педагогов;
5. активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, так в нашем саду каждый месяц проходят конкурсы, педагоги участвуют в краевых и всероссийских конкурсах и фестивалях;
6. трансляция собственного педагогического опыта и др. в нашем коллективе есть педагоги которые публикуют свой опыт в периодической литературе и на сайтах АКИПКРО и Министерства Образования Алтайского края.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Вопрос: Как же мы, уважаемые коллеги, можем мотивировать себя на саморазвитие?
(Предположения участников.)
Вы совершенно правы, коллеги! Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Вопрос: Какие 3 основных этапа формирования профессиональной компетентности мы с Вами можем выделить?
(Ответы присутствующих.)
• самоанализ и осознание необходимости;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, анализ, самокорректировка.
Можно сделать вывод что: формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т. к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
• ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• изучение учебной и научно-методической литературы;
• ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• изучение новых программ и педагогических технологий;
• ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• повышение общекультурного уровня.
Чем еще мы можем дополнить эти направления?
Я предлагаю Вам посмотреть Алгоритм составления плана по самообразованию нашего детского сада.
• название темы,
• цели,
• задачи,
• предполагаемый результат,
• этапы работы,
• сроки выполнения каждого этапа,
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
• способ демонстрации результата проделанной работы,
• форма отчета по проделанной работе.
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Вопрос: Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
(Ответы педагогов.)
• Телевидение.
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Вебинары.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
• Курсы повышения квалификации.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Вопрос: Каковы могут быть результаты самообразования на некотором этапе? (Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.)
(Ответы педагогов.)
• Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).
• Диссеминация педагогического опыта, публикация или издание методических разработок.
• Разработка новых форм, методов и приемов обучения.
• Разработка дидактических материалов, развивающих игр, пособий.
• Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.
• Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.
• Создание комплектов педагогических разработок.
• Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Давайте теперь перечислим параметры успешной реализации плана по самообразовнию педагога.