Шилайкис Анастасия
Самообразование «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Шилайкис Анастасия Сергеевна - воспитатель.
Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
1. Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме детской экспериментальной деятельности дошкольников раннего возраста, практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности.
2. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, углублять представления о живой и неживой природе.
Публикация «Самообразование „Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
3. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов наблюдений.
Актуальность темы: Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Этапы работы по самообразованию.
1. Теоретический
- Подборка и изучение литературы;
- формулирование целей и задач;
- определение форм и методов работы;
- изучение вопросов организации и проведения экспериментальной деятельности;
-прогнозирование результатов.
(Сентябрь)
2. Практический
-Создание предметно-развивающей среды;
- работа с родителями по данной теме;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций, методических объединений;
- совместная работа с родителями;
- организация тематической выставки;
- подбор методических пособий и дидактических игр по теме.
(В течение года)
3. Результативный
-Систематизация и обобщение изученного и накопленного в процессе изучения данной темы материала;
- формулирование выводов;
- выступление с опытом работы на педсовете;
- отчёт по теме самообразования.
(Апрель - Май)
Содержание работы. Методы и приемы.
Сентябрь
- Подборка и изучение литературы;
- формулирование целей и задач;
- определение форм и методов работы;
- изучение вопросов организации и проведения экспериментальной деятельности;
-прогнозирование результатов.
(Подборка и изучение литературы)
Октябрь
Подбор методических пособий и игр по теме.
Участие в конкурсе «Методический вернисаж» - Конспект ОУД «Экологическая сказка про маленькую капельку»
(Изучение дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Участие в конкурсе «Методический вернисаж»)
Ноябрь
Создание предметно-развивающей среды.
Работа с родителями. Показать значимость экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте. Привлечение родителей к созданию предметно – развивающей среды в группе.
Посещение городского семинара на тему: «Компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса по ознакомлению дошкольников с окружающим миром».
(Консультация для родителей на тему: «Создание условий для развивающей деятельности».
Выступление на родительском собрании. Посещение городского семинара.)
Декабрь
Создание предметно-развивающей среды.
Проведение экологической выставки «Чудеса природы»
(Создание уголка «Детского экспериментирования». Совместное творчество детей и родителей)
Январь
Знакомить детей со свойствами воздуха. Дать детям представления о том, что воздух легче воды, о том, что воздух не виден, но он есть.
(Проведение ОУД, дидактических игр («Поймаем воздух», «Буря в стакане», различных игр с мячом, экспериментов на тему «Воздух»)
Февраль
Знакомство детей с разнообразием растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека.
(Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»)
Март
Знакомить детей со свойствами воды. Развивать социально — эмоциональную и познавательную сферы детей. Создать условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности.
(Проведение ОУД («Напоим кукол» «Разноцветная водичка», дидактических игр («Чистые ручки», «Помощники», экспериментов и опытов)
Апрель
Познакомить детей со свойствами песка. Дать представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. Проведение опытов и экспериментов.
(Проведение ОУД «Испечем угощение», дидактических игр(«Следы» и др., экспериментов на тему «Песок". Проведение ОУД («Легкий - тяжелый» и «Какой формы камень?», дидактических игр, экспериментов на тему «Камни». Публикации на сайтах.)
Май
ФотоОтчет о проведении познавательно-исследовательского проекта «Огород на подоконнике»
Систематизация и обобщение изученного и накопленного в процессе изучения данной темы материала.
Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование».
(Выступление на педсовете «Детское экспериментирование» - из опыта работы. Публикации на сайтах)