Светлана Карпинская
Самообразование. «Обучение вышиванию детей дошкольного возраста.»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.
Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья.
Нарядное искусство – вышивка – имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Публикация «Самообразование, „Обучение вышиванию детей дошкольного возраста,“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам вышить полотенца, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и т. д.
Строго оценивалось умение и ее художественный вкус, обилие изделий, искусное исполнение, добротность – говорили о трудолюбии, усердии и терпении девушки и всем было очевидно насколько растет прекрасная и умелая хозяйка.
Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работатьс острыми предметами – иголкой, ножницами.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.
Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного, а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера – конструктора, художника – модельера.
В обучении вышивке дети проходят два этапа:
- Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности
- Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.
Первый этап. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуем максимальной точности повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерно и систематически показываем правильное выполнение шва, что в конечном счете приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.
Так создаются предпосылки ко второму этапу – творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Великий Учитель – это живая природа, какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» крылья бабочек и оперенья птиц, лепестки цветов и листья, удивляя самыми неожиданными цветовыми сочетаниями. И, наконец, время от времени Природа дарит небесную радугу-символ радости.
На протяжение всего процесса вышивки каждый ребенок получает от взрослого мотивированную оценку, которая определяет уровень его трудовой деятельности. Воспитатель постоянно контролирует правильность работы на всех этапах вышивки, обсуждая с ребенком, почему нужно так или иначе, и путем доказательного объяснения или создания проблемной ситуации помогать правильно выполнить шов, исправляя ошибки в процессе, а не в конце деятельности.
Начальный уровень, имеющийся у детей, определяется тестированием на первых же занятиях и индивидуальной диагностики. Это позволяет правильно определять подбор рисунка, а так же отметить, с кем из детей следует заниматься дополнительно, так как они дали показатели выше или ниже определенного программой уровня.
Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя на деятельность, для этого на занятиях используем сюрпризные моменты, игровые приемы и художественное слово. Во время вышивания включаем спокойную музыку, вспоминаем с детьми пословицы, стихи, сказки и т. д.
В последние годы возродился интерес к вышивке в детских садах.
Начинаем обучение со шва «Шов вперед иголку», это самый легкий и всем известный шов. Для детей рисунок прорисовывается пунктиром, он помогает научить ребенка вкалывать иголку строго по штриху.
«Тамбурный» - один из древнейших декоративных швов. Состоит из петель выходящих одна из другой, которые располагаются по рисунку в любом направлении.
«Крест» - это два стежка, пересекающейся по середине нити.
Ребенок отдает предпочтение тому образцу, который для него радостнее и приятнее. Работает ребенок над вышивкой долгие часы. Добавит ли ему удовольствие длительное общение с неинтересным объектом?
Ребенок ищет среди образцов свою тему, отзываясь на выбранный мотив сердцем. Если возникает контакт с работой, если она радует ребенка, то потом и порадует и смотрящих на нее зрителей.
Работы по вышиванию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей
«Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
«Ум ребенка находится на кончике его пальцев».
В. Сухомлинский.
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения - достаточно высокий уровень развития мелких движений. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей шести лет это умение сформировано не-достаточно.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи».
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Благодаря хорошо развитой руке человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере. Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Взрослые должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Для повышения уровня развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Наряду с этим может быть рекомендовано нанизывание бус, застегивание или расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед укладыванием спать, одевания для прогулки и т. п.).
Вместе с тем, необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение исследуемой функции. Но эффективность коррекционных и профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем, так как при этом значительно возрастает ответственность взрослых за здоровье детей.
Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно – сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Следовательно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Выдающийся педагог М. Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву, он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны.
Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.
Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Один из способов развития мелкой моторики вышивка. В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения. Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью
О вышивании
Что такое вышивка? С технической точки зрения это перенос изображения со схемы на ткань с помощью ниток и иголок. Но для каждой вышивальщицы это настоящее искусство. Для вышивки нет ограничений, можно выполнить идею любой сложности. Это и небольшое украшение на одежде, и огромная вышитая картина, копия подлинного произведения искусства. Нитки для вышивания используют шелковые, мулине, шерстяные, металлизированные, золотые, серебряные и т. д. Для вышивки можно применять также бусы, бисер, стеклярус, монеты, полудрагоценные и даже драгоценные камни.
История вышивки
Человек научился пользоваться иглой и ниткой в декоративных целях задолго до нашей эры. На древнем востоке вышивка была настоящим искусством. Например, традиции китайской вышивки дошли до наших дней. Во всем мире известно мастерство китайских вышивальщиц. В средние века в Европе вышивка бала любимым делом аристократии. Это занятие было в почете, как у придворных дам, так и у венценосных особ. В наше время вышивание также является очень популярным хобби.
Техники вышивания
В первую очередь вышивка делится на два способа ручной и машинный. Вышивку ручным способом можно также условно разделить на два метода. Это вышивка декоративными нитками и вышивка с использованием декоративных элементов, таких как бисер, ленты, бусы, камни и. т. д. В мире существуют разные техники вышивания. Далее мы рассмотрим техники вышивки ручным способом.
Вышивание крестом
Вышивание крестом это, пожалуй, самая распространенная техника вышивания. Для основы вышивки можно использовать любой материал вместе со специальной тканью, называемой канвой. В таком случае по окончании работы канва аккуратно удаляется. Можно также использовать канву без материала основы, если она достаточно прочная.
В технике вышивки крестом применяются следующие стежки:
~ традиционный крестик,
~полукрестик,
~ крестика,
~ крестика.
Также существуют другие виды стежков:
~удлинённый крест,
~прямой крест,
~двойной крест,
~крест Звёздочка,
~болгарский крест,
~рисовый шов.
Вышивание гладью
Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники дамасская вышивка. Вышивание гладью очень напоминает рисование. Только вместо бумаги мы используем ткань, а вместо кистей иголку с ниткой. Авторство статьи принадлежит сайту: рукоделие. net. Стежки выполняются как мазки на картине. Изображение заполняется стежками полностью, что создает ровную гладкую поверхность вышивки. Работая в технике вышивания гладью можно создать, как простые миниатюрные фрагменты для украшения одежды, так и прекрасные большие картины, скатерти, панно и т. д.
Вышивка Ришелье или гипюр
Вышивка Ришелье или гипюр Вышивка Ришелье или гипюр это разновидность вышивки гладью, а точнее прорезная гладь. Возникла эта техника в Италии и большую популярность приобрела в 16-17 веках. Изделия, выполненные в технике гипюрной вышивки это чудесное кружево, которое состоит из завитков, цветочных мотивов соединенными перемычками - бридами. Работа обычно выполняется в одном цвете.
В работе мастерицы используют такие швы.
Шов вперед иголку. Служит для нанесения контура вышивки. Делается обычно двойным.
Шов узкий гладьевой валик используется для вышивки контура и придания объема.
Петельный шов и штопальный шов можно использовать для прошивки перемычек.
Роль вышивки в развитии ребёнка.
Многие родители знают о том, что занятия вышиванием с дошкольником не просто влияют на формирование вкуса и эстетического восприятия мира, но в первую очередь помогают подготовить его к обучению в школе. Вышивание развивает терпение и усидчивость, мелкую моторику ребёнка, внимание, мышление и память. Не случайно с дошкольником чаще всего используют вышивку крестом по канве, которая как будто разлинована в клеточку. Это помогает ребёнку в дальнейшем успешно выполнять задания учителя, связанные с ориентированием на листе бумаги в клетку. А развитая в процессе творчества мелкая мускулатура рук избавляет первоклассника от возможных головных болей, часто возникающих у ребят, не привыкших к нагрузке на мышцы кистей.
Роль вышивки в воспитании ребёнка и формировании его личности. Вышивка развивает ребёнка не только физически и психически, но также оказывает влияние и на формирование характера и личностных качеств. Когда ребёнок умеет делать что-то своими руками (именно создавать, творить, а не разрушать, он ценит чужой труд и уважительно относится ко взрослым. Человек, приученный в детстве любить труд, вырастает мотивированным, обладает позитивным мышлением, имеет цель в жизни и получает больше шансов стать счастливым. Роль вышивки трудно переоценить в воспитательном процессе ребёнка, но нужно помнить, что она всего лишь одно из средств. (Главное в воспитании счастливого человека, это безусловная любовь.)
Вышивка полезна как девочкам, так и мальчикам. Мальчику, кстати, умение держать иголку в руках, навык пришивать пуговицы и вышивать тоже не помешает. Мотивы вышивки, естественно, нужно подбирать подходящие, соответствующие «мальчиковым» интересам.
В любом моменте воспитательного процесса важно понимать особенности мальчиков и девочек.
Девочка получает удовольствие уже во время творческой деятельности (в том числе вышивания). Если у вас не хватает времени и воображения на использование продукта творчества девочки каким-то особым образом, вышивку можно просто повесить в рамочку и любоваться. Ведь от природы женщина ориентирована на процесс создания внутреннего пространство дома, атмосферы красоты, уюта, заботы и любви. Поэтому «девчачья» вышивка наполнена всякими нежностями, цветочками, мордашками и сердечками.
Как вызвать у ребёнка интерес к вышивке и желание этим заниматься? Очень просто! Как говорится: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Всё равно они будут похожи на вас». Если ребёнок видит, как вы вышиваете (занимаетесь любой другой деятельностью) и чувствует ваши положительные эмоции от этого занятия, он скорее всего тоже захочет попробовать. Сначала позвольте ему просто быть рядом, наблюдать, общаться с вами.
Когда у ребёнка возникнет желание вышивать, важно поддержать и подкрепить его.
Чтобы процесс вышивания доставил ребёнку только положительные эмоции и стал любимым делом, важно чтобы:
- картинка для вышивки вдохновляла маленького творца;
- материалы были привлекательными (нитки яркими и без узлов, пяльца красивыми и в хорошем состоянии);
- процесс вышивания, материалы и инструменты должны быть удобными и безопасными. Выбирайте крупную канву, тупую толстую иглу, создайте малышу удобное место для работы и обеспечьте хорошее освещение.
Важно, чтобы время и состояние ребёнка были подходящими (не «на ночь глядя» или «через не хочу» чуть ли не насильно, прививать любовь к вышивке нужно, когда ребёнок бодр и позитивно настроен на творчество.
На первом этапе ребёнку интереснее заниматься вышиванием с кем-то за компанию. А также, важно, чтобы взрослый наблюдал, помогал, подбадривал, хвалил начинающего «вышивальщика».
Следите, чтобы ребёнок не переутомился в процессе творчества, иначе впоследствии он не захочет больше заниматься данным видом деятельности.
Чтобы развивать у ребёнка
- способность рассчитывать свои силы,
- умение планировать,
- а также воспитывать привычку доводить начатое дело до конца,
каждый раз заранее спрашивайте у ребёнка, что он будет вышивать сегодня (глазки у барашка, бантик у котёнка на шее, вот этот синий цветочек, колесо или фары у машины.) Хорошо, если запланированная цель будет достигнута.
Поощрение. Обязательно похвалите ребёнка за старания и при нём внимательно рассмотрите работу, искренне полюбуйтесь ею. Не судите слишком строго! Если это возможно, отметьте аккуратность и терпение. Не акцентируйте внимание на недостатках. Если есть серьёзные ошибки, то действуйте в зависимости от возраста и особенностей характера вашего ребёнка. Далеко не многим аккуратистам приятно доводить свою работу до совершенства, распуская стежки и исправляя недочёты. В большинстве случаев, сделав грубое критическое замечание человеку любого возраста, (тем более ребёнку) мы рискуем отбить у него весь интерес к творчеству, как и к любому виду деятельносити.