Наталья Савина
Самообразование на тему «Развитие диалогической речи посредством коммуникативных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная тема самообразования :
«Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста посредством коммуникативных игр».
Время работы над темой: сентябрь 2021г – май 2022г
Источники самообразования :
методическая литература, интернет ресурсы, обмен опытом на базе МБДОУ,
обмен опытом на МО логопедов.
Публикация «Самообразование на тему „Развитие диалогической речи посредством коммуникативных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Результат работы:
- консультирование педагогов МБДОУ;
- размещение методических разработок на сайте МБДОУ;
- обобщение изученного материала в «Портфолио»
- персональная выставка «Коммуникативные игры в ДОУ»
Обоснование выбора темы:
Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка диалогической речи – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
План работы
№ Задачи Формы и методы реализации Сроки
1. Планирование работы на учебный год Определение темы самообразования. сентябрь
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
2. Изучение информации из различных источников по теме самообразования Изучение методической литературы. в течение года
Обзор информации в интернете.
Ознакомление с инновационными методиками по теме.
Изучение психолого-педагогических исследований проблемы диалогической речи
3. Выявление особенностей нарушений диалогической речи Диагностирование диалогической речи детей подготовительных групп.
октябрь
4. Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия. Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по развитию диалогической речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.
Поиск коммуникативных игр в течение года
Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
5. Обобщение педагогического опыта по теме Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. в течение года
Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.
Написание отчета о проделанной работе.
Консультирование педагогов ДОУ по теме.
Выставка коммуникативных игр.
Публикация на сайте ДОУ.
Перспективный план работы по самообразованию
(2021 – 2022 учебный год)
Месяц Деятельность Мероприятия Участники
Сентябрь Изучение и просмотр научно – методической и учебно – методической литературы, интернет - ресурсов
Октябрь Разработка перспективного плана на учебный год
Ноябрь Проведение занятия Игра «Отвечай быстро», игра «Ошибка», игра «Небылицы»
См. Приложение 1
Дети, логопед
Декабрь Изготовление коммуникативных игр, подготовка к выставке Логопед, родители
Январь Оформление стенда для родителей по теме самообразования Логопед
Февраль Проведение занятия с использованием ИКТ Игра «Звонок в поликлинику»
См. Приложение 1 Дети, логопед
Март Проведение консультации для педагогов по теме самообразования Круглый стол Педагоги детского сада, логопед
Апрель Проведение занятия Игра «Звонок на работу папе (маме)»
Игра «Заказ такси по телефону»
См. Приложение 1 Дети, логопед
Май Отчет о проделанной работе Персональная выставка коммуникативных игр. Педагоги детского сада, логопед
Приложение 1
Отвечай быстро
Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры
Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.
— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.
Ошибка
Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».
Примеры суждений:
• Карлсон жил в маленьком домике у леса.
• Пятница идет после среды.
• Буратино — один из жителей цветочного городка.
• Мыть руки вредно для здоровья.
• Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
• Если на деревьях есть листья, то это лето.
«Небылицы»
Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога : не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
- Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
• Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
• Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
• У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
Звонок в поликлинику
Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.
Ход игры
1. Беседа.
— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?
— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.
т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.
2. Демонстрация вызова врача.
— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?
— Да. Здравствуйте.
— Я бы хотела вызвать врача на дом.
— Что случилось?
— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.
— Нет ли насморка и головной боли?
— Нет, только кашель.
— Имя, фамилия девочки? Возраст?
— Ваш адрес?
— Наш адрес.
— Врач придет во второй половине дня.
— Спасибо. До свидания.
— Всего доброго.
3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.
Звонок на работу маме (папе)
Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Ход игры
1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».
3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.
— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.
— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
— Спасибо.
— Алло, Алеша, что случилось?
— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
— Что с бабушкой?
— Она простыла, и у нее болит голова.
— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
— До встречи, сынок.
Заказ такси по телефону
Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.
Ход игры
Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.
— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
— На какое время вам нужна машина?
— На 8 часов утра.
— Ваш адрес.
— Куда поедете?
— В детскую поликлинику.
— Назовите ваш телефон.
— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
— Спасибо. До свидания.
Диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Цель: изучить исходные уровни сформированности диалогической речи у детей 5-7 годов жизни.
Задачи:
- выявить исходные уровни развития диалогической речи у дошкольников;
- изучить динамику развития диалогической речи;
- определить этапы, условия развития. Особенности диалога в разных возрастных группах.
В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки:
- владение речевым этикетом;
- запрос информации;
- реплицирование;
- составление диалога.
Наличие этих навыков определялось по следующим показателям: объем фраз речевого этикета; использование различных типов вопросов (общие, специальные, альтернативные, расчлененные); самостоятельность и последовательность в ведении расспроса; объем и характеристика диалогических единств в составленных детьми диалогах; конструкции предложений, употребляемых детьми (краткие, распространенные, наличие обращений, эллипсов, речевых ошибок).
1. Речевой этикет.
Для диагностики были отобраны 6 тем для подбора речевых ситуаций общения:
1. приветствие;
2. знакомство;
3. просьба;
4. извинение;
5. конфликт в игре;
6. обращение к взрослому.
В каждой теме детям предлагались следующие речевые ситуации.
1. Ты пришел (ла) в детский сад и встретил (ла) воспитательницу — Людмилу Михайловну. Как ты ее будешь приветствовать? Как по-другому можно поздороваться?
2. К вам в группу пришла новая девочка. Тебе захотелось с ней познакомиться. Как ты к ней обратишься?
3. Ты поливаешь цветы в групповой комнате. Один из них находится на шкафу, и ты не смог (ла) его достать. Как ты обратишься за помощью к няне, что ты ей скажешь?
4. Ты играл (а) с мячом возле клумбы. Увлекся (лась) игрой и нечаянно сломал (а) любимый мамин цветок. Что ты ей скажешь?
5. Ты захотел (а) быть капитаном на корабле, но капитанский мостик уже занял другой мальчик. Что ты ему скажешь? Как ты поступишь, если он не захочет уступить тебе место?
6. Тебе нужно узнать, который час. Навстречу идет взрослый. Как необходимо к нему обратиться?
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Дети хорошо владеют повседневным речевым этикетом, употребляют различные его формы в зависимости от ситуации. Пользуются различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливост. К незнакомым взрослым обращаются, используя слова: «извините», «скажите, пожалуйста».
2 балла – средний уровень.
Речевой этикет употребляют лишь в хорошо заученных ситуациях (приветствие, прощание, просьба). Названные речевые штампы однообразны, заменить их аналогичными дети не могут. Реплики детей в таких ситуациях включают только речевой штамп без обращения к собеседнику. Не зная необходимого в данной ситуации речевого штампа, дети отвечают косвенной речью, часто с ошибками или решают речевую задачу, используя имеющийся опыт.
1 балл – низкий уровень.
Дети владеют ограниченным объемом фраз речевого этикета, которым были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, просьба, извинение, хотя часто смешивают их. Пользуются лишь одной общеупотребительной формой и заменить ее аналогичной не могут. Незнание речевых оборотов затрудняет попытки детей этого уровня вступить в контакт со взрослыми и сверстниками. Самостоятельно из речи взрослых фразы речевого этикета дети не заимствуют. Смешивают формы обращения к ребенку и взрослому.
2. Запрос информации.
Цель: выяснить, умеют ли дети самостоятельно запрашивать информацию и на каком уровне развития находится этот навык в разных возрастных группах.
Ход проведения:
Детям предлагалось определить задуманное животное из числа изображенных на картинках (лиса, волк, медведь, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака).
В качестве примера детям называлось несколько вопросов:
- Оно дикое или домашнее?
- Какая у него шерсть?
- Чем питается?
- Где живет? и т. д.
Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл задуманное животное). Выполнение задания детьми оценивалось по следующим показателям:
- умение правильно формулировать вопросы;
- самостоятельность в ведении расспроса;
- достигнута ли цель (зверь правильно назван) и каким путем: в результате расспроса или перечисления названий всех животных (угадывания).
Также при анализе детских вопросов обращалось внимание на их количество, тип, логическую последовательность в постановке, влияние на конечный результат.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Способны самостоятельно вести расспрос, в результате которого достигают цели. Расспрос проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника. Пользуются всеми видами вопросов (общими, специальными, альтернативными, расчлененными).
2 балла – средний уровень.
Дети этого уровня способны задать несколько вопросов с помощью взрослого, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех предметов. Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается — теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием,
1 балл – низкий уровень.
Дети способны отвечать на различные типы вопросов, однако формулировать их самостоятельно не могут. Вести расспрос отказываются.
3. Реплицирование.
Цель: определить какие виды реплик дети употребляют чаще, а также их речевая реакция в беседе.
Ход проведения:
Взрослый предлагал ребенку поговорить с ним по телефону.
Реплики-стимулы произносил взрослый, реплики-реакции — ребенок. После каждой реплики ребенку давалась возможность самому возобновить беседу, но если этого не происходило, взрослый переходил к следующей реплике.
Из классификации побудительных реплик диалога, представленной М. С. Балабайко, были выбраны четыре вида:
- сообщение,
- побуждение к совместному действию,
- предложение,
- колебание.
Ответы детей анализировались по следующим критериям:
- наличие побудительных реплик (стимулов);
- общее количество произнесенных реплик;
- количество диалогических единств в микродиалогах.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Дети активно вступают в контакт с собеседником. В беседе быстро реагируют на реплики, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Охотно беседуют на различные темы (об играх, семье, недавних событиях). По желанию собеседника могут определенное время поддерживать разговор на предложенную тему. Такие микродиалоги включают от трех до семи и более диалогических единств.
2 балла – средний уровень.
Дети охотно вступают в беседу со взрослым, но инициативы в ее ведении не проявляют, часто отвлекаются. Их речевая активность слабая. Поддерживать беседу на предложенную тему не умеют. Стремятся высказать свою информацию, от чего разговор постоянно меняет тему. Реплики, стимулирующие собеседника к беседе, употребляют мало. Реплики-реакции детей представляют собой либо краткие, однословные предложения, либо сложные структуры. Микродиалоги состоят из 1-3 диалогических единств в среднем.
1 балл – низкий уровень.
Дети пассивно включаются в диалог, проявляют слабую речевую активность. Беседа протекает медленно, много длительных пауз. Интерес к беседе отсутствует. Разговор длится, пока взрослый проявляет инициативу. Реплик-стимулов почти нет, реплики-реакции краткие, однословные, однотипные. Микродиалоги состоят из одного диалогического единства, имеют простую структуру.
4. Составление диалогов.
Цель: определить используют ли дети имеющиеся навыки диалогической речи при самостоятельном составлении диалогов на предложенную ситуацию.
Ход проведения:
Детям предлагалось по картинке, на которой изображены два беседующих зайца, придумать, о чем они говорят.
Диалоги детей анализировались по следующим критериям:
- самостоятельность в составлении диалога;
- количество в нем диалогических единиц;
- виды реплик;
- объем информации;
- содержание диалога.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Диалоги, составленные детьми по картинке, имеют сложную структуру, состоят из 4-6 и более двучленных диалогических единств. В их состав включается также речевой этикет. Содержание диалогов, как правило, отражает сюжет картины, но возможен и отход от нее. При передаче диалога дети пользуются прямой речью. Речь правильная, наблюдаются отдельные синтаксические и грамматические ошибки.
2 балла – средний уровень.
Диалоги, составленные детьми по картинке, включают 1-3 диалогических единства. Дети затрудняются придумать содержание беседы, не знают, как начать и закончить диалог. Реплики состоят из одной фразы. Предложения используются как простые, однословные, так и сложной структуры. Речевой этикет в реплики не включается. Диалоги малосодержательны, построены по сюжету картинки или отражают мысли и выражения взрослых. В речи детей много синтаксических и грамматических ошибок за счет употребления сложных конструкций предложений.
1 балл – низкий уровень.
Диалоги по картинке дети этого уровня придумать не могут. Составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора, которая отражает содержание картинки.
11 – 12 - высокий уровень
10 – 7 - средний уровень
6 – 4 - низкий уровень