наталья колбина
Самообразование на тему «Игра как средство общения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план самообразования воспитателя
Колбина Наталья Александровна
Тема:
«Игра как средство общения дошкольников»
г. Челябинск, 2019-2020
Индивидуальная тема: «Игра как средство общения дошкольников»
Публикация «Самообразование на тему „Игра как средство общения дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность темы: Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т. е. такой, который служит в игровых замыслах.
Кроме игр с предметами, большое значение для развития ребёнка имеют ролевые игры. Роль – это важнейший компонент игры, в игре она выполняется ребёнком очень чётко.
Начиная с самого малого возраста, ребёнок учится, играя. Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями.
Игра помогает ребёнку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни.
К сожалению, в современном мире игры, общение нередко вытесняются (и часто виною тому взрослые) просмотром телепередач, компьютерными играми. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты. Задача педагогов – помочь детям играть, общаться в игре, строить доброжелательные отношения, а также донести до родителей, что игру ничем нельзя заменить. Поэтому считаю тему самообразования «Игра как средство общения дошкольников» весьма актуальной в настоящее время.
Дата начала работы над темой: 2019-2020 уч. год
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020
Цель:
• Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи:
• Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности;
• Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
• Воспитание навыков коллективной игры (умение договорится, распределять роли, радоваться успехам товарища).
Сроки Форма работы Содержание работы
(с детьми, с педагогами, с родителями) Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
I. Теоретический этап
Изучение методической литературы и других источников
СЕНТЯБРЬ-
ОКТЯБРЬ- 1)Головченко И. А. Игровая деятельность - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста/ И. А. Головченко// Конференция: Детство, отрочество, юность в контексте научного знания [Электронный ресурс]. – 2013
2) Игра в жизни дошкольника : пособие для учреждений дошкольного образования/ Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн. : Нац. Ин-т образования, 2012
3) Антонова Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007
4)А. Н. Давидчук, Л. Г. Селикова «Дидактическая игра-средство развития дошкольников»
5) Изучение ФГОС ДО
6) Изучение закона «Об образовании»
7) Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»
8) Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях; Анализ изученных источников
II. Практический этап
НОЯБРЬ -
ДЕКАБРЬ-
ЯНВАРЬ-
ФЕВРАЛЬ-
МАРТ- 1) Памятка для родителей «Как игра способствует развитию общения?»
2) Игры с детьми на развитие навыков общения.
3) Сюжетно-ролевые игры с детьми
4) Оформление выставки для родителей «Дидактические игры для детей»
5) Работа с родителями. Совместное пополнение игровых уголков
6)Организация подвижных игр на прогулке
7) Консультация для родителей
«В какие игры в выходной поиграть с ребенком».
8) Игровой досуг: «Русские народные подвижные игры»
9)Вечерний досуг «Мои любимые настольные игры с друзьями»
10) Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка»
11) Консультация для родителей: «Игры на развитие внимания»
12) Театрализованные игры с куклами «Би-ба-бо»
13)Разработка дидактичеких игр «Собери картинку», «Обустрой свою комнату», «Одень куклу», «Что лишнее» Памятки для родителей, час игр и забав в вечернее время, выставка, пополнение игровых уголков, консультация для родителей, игровой досуг
III. Заключительный (аналитический)
Вывод
АПРЕЛЬ-
МАЙ- В результате проведенных игр, дети вышли на новый, более высокий уровень общения, научились слушать и слышать сверстника и взрослого, взаимодействовать участвуя в общих занятиях.
Данной работой мы подтвердили положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, устанавливаются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
8. Предполагаемый результат:
Повышение положительных качеств, таких как: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение, стремление оказать помощь.
9. Форма отчё тности: Создание макета «Моя комната». Создание картотеки игр.
11. Отчет по самообразованию в средней группе за 2019-2020 учебный год воспитателя Колбиной Н. А. по теме: «Игра как средство общения дошкольников».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Тема самообразования «Игра как средство общения дошкольников» выбрана тема мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Мною была рассмотрена и изучена литература: А. Н. Давидчук, Л. Г. Селикова «Дидактическая игра-средство развития дошкольников», Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»; Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях и другие, а так же ФГОС и закон «Об образовании»
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
1)Головченко И. А. Игровая деятельность - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста/ И. А. Головченко// Конференция: Детство, отрочество, юность в контексте научного знания [Электронный ресурс]. – 2013
2) Игра в жизни дошкольника : пособие для учреждений дошкольного образования/ Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн. : Нац. Ин-т образования, 2012
3) Антонова Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007
4)А. Н. Давидчук, Л. Г. Селикова «Дидактическая игра-средство развития дошкольников»
5) Изучение ФГОС ДО
6) Изучение закона «Об образовании»
7) Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»
8) Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение, стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе игр.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
• повышение компетентности родителей в вопросе игровой деятельности детей;
• повышение личной компетентности в данном вопросе.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
• формирование умения договориться о выборе игры;
• самостоятельное распределение ролей;
• обсуждение основного развития сюжета;
• подготовка игровой обстановки.
Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.