Екатерина Романова
Самообразование «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к истории и национальным истокам мордовского народа. Содержанием нравственно-патриотического воспитания является тот опыт, который приобретается в детстве.
Публикация «Самообразование „Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность данной проблемы состоит в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа;
формирование у детей чувства любви к родине на основе
ознакомления с культурой и традициями родного края.
Задачи:
- развивать у дошкольников устойчивый интерес к народной культуре;
- дать знания о различных видах народного творчества;
- воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе ознакомления с народной культурой;
- формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству мордовского народа;
- формировать чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому
Мордовии.
Основные вопросы, намеченные для изучения
Этапы разработки:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику мордовским культурным традициям.
3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в нравственно-патриотическом воспитании.
4. Разработать картотеку мордовских дидактических и подвижных игр.
Литература по теме:
1. Гризик Т. И. «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада», - М. : Просвещение, 2000
2. Мы в Мордовии живём : пример. регион. модуль программы дошк. образования/ О. В. Бурляева и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
3. Валдоня: Программа и методические рекомендации: для ДОУ РМ/
М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красный октябрь», 2001.
4. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
5. Исайкина А. И. программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях. Саранск, Мордовский РИПКРО, 1997г.
6. А. Ш. Кержнер, В. А. Архипова, Н. С. Нурмухаметова, В. Д. Кирюшкина "Культура народов Поволжья". Программа и методические рекомендации. Ульяновск УИПКПРО 2011г.
7. Т. В. Поляков: «Знакомим детей с малой родиной».
8. Методические рекомендации. М. Д. Маханева» «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
9. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»;
10. «Саранск – столица Мордовии 1641-2006», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006.
11. «Мордовия : народное искусство», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.
12. «Мордовский народный костюм», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.
Творческое сотрудничество по теме самообразования :
- с краеведческим музеем;
- с музыкальным руководителем;
- с инструктором по физической культуре;
- объектами культуры и спорта;
- посещение мини-музея ДОУ «Светелка».
Практический выход
Презентация и отчет о проделанной работе (на итоговом педсовете).
Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте: заседание педагогического совета.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования Содержание работы Сроки выполнения
Организационно-диагностический 1. Проведение дидактических игр:
•«Собери картинку» (достопримечательности города);
• Кубик «Мой город»;
• Пазл «Герб Саранска».
2. Сюжетно – ролевые игры:
• «Семья»;
• «Детский сад»;
• «Путешествие по городу».
3. Подвижные игры:
•«Горшочек» («Чакшкинесэ»);
• «Солнышко и птички» («Шине и нармонят»);
• «Поймай мяч» («Кундык осканть»);
• «Ветер ветерки» («Варма варминеть»);
• «В ключи» («Панжомнесэ»).
В течение учебного года
Работа с родителями.
Анкетирование:
«Патриотическое воспитание ребенка»
«Ваш ребенок и символика РМ»
Консультации:
1. «Куда сходить с ребенком в выходной
день».
2. «Приобщение детей к культуре и традициям мордовского народа».
Оформление альбома:
«Культура и традиции мордовского народа».
Теоритичес
кий Выступление: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (на педсовете). Март
Выставка детских работ: «Мордовочка». Апрель
Итоговое занятие по познавательному развитию: «Край мой родной». Май
Выводы: я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей. У детей появился интерес к культуре своего народа-мордвы. Дети углубили знания о культуре, традициях, обычаях и быте мордовского народа.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования
Форма и место подведения итогов отчет.
Месяц Направление работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. Знакомство и анализ документации.
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, интернетом.
Ноябрь Изучение теории по теме: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». Знакомство с литературой по данной тематике.
Посещение краеведческого музея. Обмен опытом по проблеме.
Декабрь Работа над модернизацией комнаты. Оформление уголка группы.
Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.
Январь Разработка плана на месяц, год. Подбор материала.
Изучение теории обучения детей мордовским культурным традициям на основе занимательного материала для детей старшего возраста. Знакомство с литературой.
февраль Подготовка презентации «Мордовские культурные традиции». Подбор материала.
Создание папки «Мордовские культурные традиции». Подбор материала.
Март Создание методической разработки. Изучение литературы.
Разработка картотек мордовских народных игр. Подбор материала.
Апрель Разработка картотек мордовских потешек, прибауток, закличек, считалок. Подбор материала.
Май Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.