Ирина Салионова
План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального района»
«Утверждаю»
ИО заведующего МБДОУ «Детский сад № 3 «Ручеёк»
В. В. Никора
«___» ___ 2018 г.
План
работы по самообразованию по теме :
«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
на 2018 – 2019 учебный год
Публикация «План работы по самообразованию „Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Воспитатель: Салионова И. Э.
пос. Пограничный
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
На современном этапе остро стоит вопрос о необходимости развития речи у детей дошкольного возраста. Анализ работы с детьми выявил ряд проблем в их речевом развитии : они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. В связи с этим был сделан вывод, что необходима дополнительная работа по данной проблеме.
Исследования известных педагогов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохиной, А. М. Шахнарович подтверждают, что театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей, а использование театрализованных игр способствует развитию связной и грамматически правильной речи, в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности.
Поэтому для углубленной работы по данной проблеме было принято решение об организации проектной деятельности по теме : «Театрализованную деятельность как средство развития речи дошкольников».
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств : применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.
Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у детей отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширять и углублять знания об окружающем мире, развивать психические процессы (внимание, память, воображение, эмоционально-волевую сферу.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек – кукол-марионеток,– методики релаксационного характера, а также сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, традициям народных праздников. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Актуальность:
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный, многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Цель:
Показать роль и значение театрализованной деятельности в формировании речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.
Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, музыкально-ритмических разминок.
Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.
Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.
Заботиться об оснащении театрализованных игр : приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;
Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.
Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Перспективный план работы
Этапы реализации Мероприятия Сроки реализации Форма представления результатов
Подготовительный (теоретический) Сбор информации по данной проблеме. Сентябрь – май Демонстрационный материал.
Изучение литературы по данной теме. Сентябрь – май Методический материал.
Проведение диагностики детей в группе. Сентябрь – октябрь Мониторинг.
Проведение анкетирования с родителями: «Связная речь дошкольников» Октябрь, май Анкеты.
Разработка перечня необходимого оборудования для театрального уголка, уголка ряжения, уголка психологической разгрузки. Сентябрь – май Изготовление игр и картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; театрализованные игры, этюды.
Оформление центра речевого развития. Сентябрь – май
Разработка плана работы с детьми. Сентябрь План
Разработка проекта с участием родителей «Театр своими руками». Сентябрь – декабрь Конспект, атрибуты.
Разработка конспекта НОД «Знакомство с театральными профессиями». Октябрь Конспект, атрибуты.
Разработка конспекта НОД «Что такое театр?» Декабрь Конспект, атрибуты.
Разработка конспекта НОД «Путешествие в сказку». Февраль Конспект, атрибуты.
Практический (реализация) Образовательная деятельность с детьми
Создание театрального уголка с различными видами театра : настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настольный, театр из стаканчиков, киндер-сюрпризов, театр резиновой игрушки, масочный театр. Ноябрь – февраль Оформление картотек. Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов.
Создание литературного уголка. Октябрь – декабрь Портреты детских писателей, поэтов.
Чтение художественных произведений, сказок, стихов. Ежедневно Детская художественная литература по жанрам.
Обыгрывание этюдов; театрализованных игр; рассказывание сказок от третьего лица, групповое рассказывание сказок, рассказывание сказок по кругу, сочинение сказок. Октябрь – май Изготовление дидактических игр по сказкам.
Игры – драматизации. Использование технологии «сказкотерапия». В течение года Изготовление схем, мнемотаблиц, алгоритмов для рассказывания.
Викторина «Из какого литературного произведения данный предмет?» В течение года Картотеки литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах.
Постановка спектакля «Сказка об умном мышонке» С. Я. Маршака (теневой театр). Февраль Конспект, атрибуты.
Театральная неделя. Оформление группы ко дню театра. 25 – 29 марта Картотеки, конспекты, атрибуты.
Разыгрывание русской народной сказки «У страха глаза велики» Апрель Конспект, атрибуты.
Организация выставки работ детей «Что такое театр». Апрель Выставка.
Развлечение «Путешествие в сказку». Апрель Конспект, атрибуты.
Изготовление атрибутов к театрализованным играм. Май Выставка работ «Театр своими руками». Выставка творческих работ детей.
Образовательная деятельность с родителями
Анкета «О развитии речи Вашего ребенка». Октябрь Анкеты.
Родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитие ребёнка 5-7 лет» Ноябрь План-конспект.
Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей. В течение года Планы.
Проект с участием родителей «Театр своими руками». Март Конспект, атрибуты.
Консультации для родителей. В течение года «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»;
«Средство домашнего воспитания – кукольный театр»;
«Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка»;
«Как интересно провести досуг в кругу семьи»;
«Что такое театр?»;
«Развитие речи детей в семье».
Памятка для родителей «Как читать детям». Сентябрь Памятка.
Оформление фотогазеты: «Театр – наш друг и помощник». Январь Фотогазета.
Совместное развлечение с детьми «Путешествие в сказку». Апрель Конспект, атрибуты.
Повторное диагностирование детей. Повторное анкетирование родителей. Май Мониторинг.
Картотека пословиц и поговорок, скороговорок, литературных викторин, загадок. Картотека дидактических игр по развитию речи. В течение года Папки-передвижки.
Участие в конкурсах чтецов. В течение года Конспект, награждение дипломами.
Представление подготовленных тематических уголков. Май Театральный уголок;
Уголок ряженья;
Литературный уголок;
Речевой центр.
Обобщающий (подведение итогов)
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. – М. : Творческий центр, 2003 – 128 с.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1991.— 127 с.
3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : старшая группа / В. В. Гербова – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 144 с.
4. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация / Воспитание детей в игре / Т. И. Ерофеева, О. Л. Зверева. – М. : Просвещение, 1994. – 128с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2014 – 368 с.
6. Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М. : Аист, 1998. – 168 с.
7. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов / Н. Ф. Сорокина. – М. : Аркти, 1999. – 159 с.
8. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Авт. /сост. : М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128 с.
9. Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М. : Издательство АСТ, 2016 – 256 с.
10. https://detsad-kitty.ru/main
11. https://www.maam.ru
12. https://dochkolenok.ru
13. https://nsportal.ru/group/doshk
-