Наталья Дмитриева
Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Кто такой педагог дополнительного образования 21 века? Это:
• Гармонично- развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному и общекультурному совершенству;
• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Публикация «Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога» размещена в разделах
• Умеющий организовать рефлексивную деятельность.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.
Изучение проблемы педагогического самообразования обогатилось в последнее время большим числом практических рекомендаций, на основании которых определились следующие принципы планирования и организации самообразования :
• принцип системного подхода в самообразовании;
• принцип сознательности усвоения научных идей и практического педагогического опыта;
• принцип последовательности и непрерывности в самообразовании;
• принцип связи самообразования с практической деятельностью;
В современном, быстро меняющемся мире, с высокой психологической нагрузкой педагогу тяжело удержаться, а тем более вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация учреждения.
Администрация учреждения дополнительного образования должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования :
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью :
- средств массовой информации,
- исследований и экспериментов,
- общения с интересными людьми,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности.
Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основныминаправлениями в системе самообразования педагогов являются :
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, возрастной психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;
• Повышение общекультурного уровня.
Формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны администрации нашего учреждения:
1. Вынесение на педсоветы, связанных с самообразованием. Организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом самообразования.
2. Индивидуальные беседы об основных направлениях самообразования.
3. Совместное обсуждение методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности занятий.
4. Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.
5. Комплектование и пополнение фонда учреждения литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – самосознание, 2 этап – планирование, 3 этап – теория, 4 этап – практика, 5 этап – самоконтроль.
Рассмотрим 1 этап – самосознание. Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения. Происходит формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.
1 этап – планирование. Выбирается тема по самообразованию. Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки.
Одним из условий повышения педагогического мастерства является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Осуществляя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет:
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества;
• Умение анализировать научно-методическую литературу и применение полученных знаний на практике.
Для опытных, творчески-работающих педагогов :
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
• Овладение методикой работы с детьми;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть :
• одна из годовых задач учреждения дополнительного образования детей;
• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
3 этап – теория. Изучается проблема (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ, самооценка результатов). Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
В нашем учреждении в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности формируется банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы.
4 этап – практика. На данном этапе отрабатываются технологии, осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
5 этап – самоконтроль, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи методиста.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Профессиональное мастерство есть результат профессионального становления любого педагога. В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Ученые склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.
Чем большего педагог достигает в профессиональном становлении, тем больше он развивается как личность.