Ольга Мишанова
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является повышение уровня профессионального мастерства педагогов. Важную роль в этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление педагогов с достижениями педагогики, с практикой работы других образовательных учреждений.
Педагог должен в течение учебного года, или нескольких лет, углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его интереса.
Публикация «Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя (толковый словарь Ожегова).
Важным условием самообразования является правильно организованная работа. К сожалению, не всегда педагоги владеют навыками самостоятельной работы, и у них возникают проблемы: не могут определить тему самообразования, выделить ее актуальность, сформулировать цель и задачи работы, при работе с литературой не могут осмыслить прочитанный материал, не могут обобщить опыт работы и поделиться им.
Для повышения уровня самообразования педагогов мною разработана система методической поддержки педагогов.
Цель: совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи: раскрыть сущность процесса самообразования; оказать помощь педагогам в подборе темы самообразования, в умении работать литературой, выделять главные понятия в информационном материале, составлять опорные схемы, планы; способствовать развитию умения педагога обобщить свой опыт работы; создать условия для обмена опытом.
В начале учебного года был разработан план мероприятий, которые будут способствовать организации работы педагогов по самообразованию. План включает в себя мероприятия:
1. Анкетирование педагогов с целью выявления затруднений в работе и интересов в области педагогических технологий. С учетом выявленных проблем педагога составляется индивидуальная программа самообразования (август).
2. Мотивация педагогов на постоянное самосовершенствование через проведение рефлексии и самоанализа. Проводится установочный семинар со всеми педагогами (август).
3. Работа педагогов по теме самообразования (изучение литературы, подбор дидактических материалов, мероприятия с детьми) (в течение учебного года).
4. Непрерывная методическая помощь, индивидуальные консультации (в течение года).
5. Ознакомление с практикой работы других образовательных учреждений через участие в конференциях, вебинарах, семинарах (в течение года).
6. Участие в семинарах в ДОУ: «Выделение главного в тексте», «Схематизация текста», психологический тренинг «Уверенность в себе и своих силах» (в течение первого полугодия учебного года).
7. Презентация промежуточных результатов работы (что получилось, что планируется в дальнейшем) (январь).
8. Участие в семинарах в ДОУ: «Составление доклада, главные моменты», «Мастер-класс и его составляющие», «Участие в конкурсах. Зачем?» (в течение второго полугодия учебного года).
9. Показ образовательной деятельности с детьми в ДОУ по теме самообразования (март-апрель).
10. Рефлексия полученных знаний и умений, презентация отчета о проделанной работе (май).
11. Прогнозирование последующего развития самообразования педагога и результатов работы (составление плана работы на следующий учебный год) (май).
12. Продолжение работы по теме самообразования (в течение учебного года).
13. Участие в семинарах в ДОУ: «Как обобщить свой опыт работы», «Образовательные результаты – как их увидеть?» (сентябрь-октябрь).
14. Представление опыта работы на муниципальных педагогических чтениях, на РМО, в конференциях, семинарах, участие в конкурсах, публикации и др. (в течение учебного года).
Какие же результаты обеспечивает эта работа?
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать копилку знаний, найти эффективные приемы работы с детьми и родителями, повысить качество проводимой с детьми работы. Так же у педагога совершенствуется умение разрабатывать конспекты, дидактические материалы, составлять программы, доклады, проводить семинары, консультации, мастер-классы, обобщать опыт работы.