Мытдыева Руфина Геннадьевна
Самообразование «Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Солянка»
структурное подразделение дошкольного образования
(СП ДО «Радуга»)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Использование дидактических игр
при формировании элементарных математических
представлений у дошкольников»
2022 – 2023 (учебный год)
Воспитатель Мытдыева Р. Г.
«Без игры нет, и не может быть полно-ценного умственного развития.
Публикация «Самообразование „Использование дидактических игр при ФЭМП у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Игра - это огромное светлое окно, че-рез которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток пред-ставлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта иг-рает математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, вооб-ражения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потен-циал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощу-щение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию мате-риала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, исполь-зование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение зани-мательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладе-вают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
• составить подборку дидактических игр, заданий игрового содер-жания по развитию математических представлений у детей до-школьного возраста;
• использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
• активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять зна-ния; активизировать мыслительную деятельность (умение сравни-вать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
активизация познавательного интереса дошкольников;
развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышле-ния;
формирование элементарных математических представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сход-ство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретен-ные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в простран-стве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные кар-тинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять при-знаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способ-ностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное мо-делирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источ-ников.
2. Составление картотеки дидактических игр по математиче-скому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в те-чение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми.
Сроки
Содержание работы
Использование д/игр
сентябрь Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.
Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
октябрь Формирование представлений о свойствах предме-тов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
Дидактические игры по раз-витию представлений о ве-личинах: «Украсим ков-рик», «Домики для медве-жат», «Угостим мышек ча-ем», «Цветные кубики».
ноябрь Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
«Найди пару», «Разложи по коробочкам».
декабрь Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»
январь Знакомство с понятиями «один», «много».
Дидактические игры по раз-витию количественных представлений: «В лес за грибами», «Один,много,ни одного», «Угости зайчат».
февраль Сравнение групп предметов по количеству (столь-ко же, больше, меньше).
Дидактические игры по раз-витию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим бело-чек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».
март Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количе-ством.
Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).
Дидактические игры : «Под-бери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мости-ки для зайчат»,
апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количе-ством. Дидактические игры : «Гео-метрическое лото»,»Спрячь мышку», «Укрась матреш-ку», «Найди пару по фор-ме».
май Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Дидактические игры на расположение в простран-стве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». на умение соотносить цифры с количеством: «Строители».
5. Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
В течение года
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошколь-ного возраста».
Ноябрь
4. Рекомендации: «Формируем пространственные пред-ставления», «Как научить детей определять свойства предметов». Апрель
6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май)