Ирина Бабихина
Самообразование «Формирование элементарных математических представлений» младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать элементарные математические представления у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме;
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
3. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов;
4. Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста;
5. Развить у детей умения анализировать предметы, выделяя признаки: цвет, форма, величина;
6. Развить у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами;
7. Научить детей устанавливать количественные соотношения.
Актуальность:
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд серьезных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное значение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин :
игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
освоение учебной деятельность, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов;
недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Перспективный план работы на 2019 – 2020гг
Срок выполнения Работа с воспитанниками Работа с педагогами Использование д/игр Отметка о выполнении
Сентябрь Изучение литературы по теме;
Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
Октябрь Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи – круглые, эти все красные, эти все большие и т. д.);
Проведение
семинара-практикума
для педагогов «Математические игры для
дошкольников»
«Рыбки», «Помоги медведям», «Назови одним словом»
Ноябрь Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
Учить различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»;
Учить находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
Учить понимать вопрос «Сколько?», пользоваться при ответе словами «много», «один», «ни одного»;
Создание лэпбука «Веселая математика» д/игра «Найди пару», «Разложи по коробочкам», «Что лишнее?», «Что изменилось?»
Декабрь Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);
Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;
Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»;
Учить отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа : «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов : «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».
Январь Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы Консультация для педагогов на тему
«Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Дидактические игры по развитию количественных представлений : «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».
Февраль Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;
При сравнении предметов учить соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами приложения и наложения;
Учить обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине). Дидактические игры по развитию представлений о величинах : «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».
Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».
Март Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольников;
Учить обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание;
Реализация краткосрочного проекта «Путешествие в страну геометрических фигур»;
Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. «Найди предмет», «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Какие бывают фигуры»
Апрель Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева;
Учить различать правую и левую руки;
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством. Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».
Май Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер;
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел;
Подведение итогов учебного года Выступление на педагогическом совете с результатами Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».
Работа с родителями Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала (в течении года);
Проведение индивидуальных консультаций и бесед (в течении года);
Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста» (октябрь);
Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников» (ноябрь);
Участие в создании лэпбука «Веселая математика»;
Участие родителей в оформлении математического центра (в течении года);
Памятка для родителей «дидактические игры, направленные на развитие математических представлений у младших дошкольников» (декабрь);
Участие родителей в реализации краткосрочного проекта «Путешествие в страну геометрических фигур» (март);
Мастер – класс по изготовлению дидактических игр (январь, апрель).