Виктория Владимировна Еремеева
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством изучения фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 Дзержинского района Волгограда»
Самообразование на тему: «Формирование духовно- нравственных качеств
у детей младшего дошкольного возраста,
посредством изучения устного народного творчества (фольклора)».
2 младшая группа
На 2023-2024 учебный год
Подготовил:
Воспитатель:
Еремеева В. В.
Волгоград 2023
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством изучения фольклора» размещена в разделах
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической, энциклопедической и художественной литературы по теме самообразования.
2. Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области через статьи в СМИ, интернет (просмотры публикаций на образовательных сайтах).
3. Разработать Перспективный план по теме «приобщение детей к русскому народному творчеству» и выработать систему работы по данному разделу
4. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования.
3. Применить эти разработки на практике.
5. Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.
6. Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики.
7. Формировать у детей ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно – исторических традициях русского народа.
8. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Сроки работы по теме: 2023-2024 учебный год.
Актуальность темы.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет необходимую нравственно – эстетическую среду общения с миром ценностей, созданных русским народом. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
План работы по теме самообразования: «Формирование духовно- нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста,
посредством изучения устного народного творчества (фольклора).»
Этапы проведения Работа по теме Результат
I этап
Сентябрь 1. Выбор темы самообразования.
2. Изучение методической литературы, изучение статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», в СМИ, в интернет пространстве (просмотры публикаций на образовательных сайтах).
3. Проведение первичной диагностики
4. Проведение НОД на тему: «Русские потешки».
Цель: Познакомить детей с потешками (что это такое, для чего их сочиняли). Разучить потешки, создать особый ритм и построение, развивать воображение, учить слушать и запоминать. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. 1. Разучивание потешек «Водичка, водичка, умой мое личико»
2. «Расти, коса, до пояса»
3. «Как у нашего кота»
4. «Идет коза рогатая»
5. «Ладушки-ладушки»
6. «Кисонька — мурысенька, где была?»
7. «Сорока-сорока»
8. «Пальчик — мальчик»
II Этап
Октябрь- 1. Оформление предметно пространственной развивающей среды: а именно раздел в центре патриотического воспитания «Малые фольклорные формы».
2. Создание картотеки потешек, колыбельных и русских народных песен, народных сказок, народных игр считалок, закличек, дразнилок, пестушек, соответствующая возрасту.
3. Участие в МО района по данной теме.
4. Проведение НОД на тему: «Колыбельные песенки»
Цель: Познакомить детей с колыбельными песенками. Создать атмосферу тепла, любви, покоя. Учить неторопливо с интонацией петь, заучивать текст, повторяя за воспитателем. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Центр патриотического воспитания.
Картотека с разными видами фольклора.
1. Разучивание колыбельных песе «А качи, качи, качи»
2. «Ой, лю-ли, ой, лю-ли»
3. «Серенький волчок»
4. «Баю-баю-баю-бай, ты, собаченька, не лай»
5. «Баю-баюшки, баю, баю Машеньку мою»
6. «Ходит по ночам коза».
Ноябрь 1. Акция «Почитай, мне мама!»
2. Оформление раздела в портфолио «Семейная традиция- чтение перед сном!»
3. Консультация для родителей на тему: «Семейные традиции»
4. Проведение НОД на тему: «Русская народная сказка «Колобок».
Цель: Рассказать русскую народную сказку с использованием настольного театра. Учить анализировать, обобщать явления окружающей жизни. Активизировать словарный запас, грамматический строй речи.
Тема: Русская народная сказка «Теремок»
Цель: рассказать русскую народную сказку с использованием настольного театра. Учить внимательно слушать, сопереживать с героями сказки. Развивать внимание, совершенствовать словарный запас.
Тема: русская народная сказка «Гуси — лебеди»
Цель: Рассказать сказку с использованием настольного театра. Учить внимательно слушать, активизировать словарный запас, грамматический строй речи.
7. Создание страницы в портфолио
Выставка в книжном центре художественной литературы.
8.
III этап
Декабрь 1. Подготовка статьи для публикации в СМИ,
2. Составление конспектов занятий по внедрению малых фольклорных форм в образовательный процесс.
3. Проведение НОД на тему: «Пестушки»
Цель: Познакомить с пестушками, рассказать почему они так называются. Разучить, формировать внутреннюю готовность к восприятию устного народного творчества. Обогащение и распространения опыта.
Разучивание пестушек
IV этап
Январь 1. «Размещение информации по теме самообразования на личном сайте.
2. Выпуск буклетов для родителей на тему: «Давайте поиграем».
3. Проведение НОД на тему: «Народные игры. - Познакомить детей с русскими народными играми, создать хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками, способствовать укреплению здоровья и лучшему духовному развитию Разучивание народных игр:
1. «Воробей», «Кот и мыши»,
«У медведя во бору»,
2. «Птички»
Февраль 1. Индивидуальная работа с родителями по приобщению к истокам русской народной культуры.
2. Выступление на пед. совете в д/с№ 4 с докладом по теме самообразования.
3. Изготовление альбома «Закличек».
4. Проведение НОД на тему: «Заклички».
Цель: Познакомить ребят с закличками, разучить, четко их проговаривать, соблюдая интонацию. Развивать память. Индивидуальные консультации с родителями.
Альбом «Заклички»
Разучивание закличек
Март 1. Проведение НОД на тему: «Русские народные песни»
Цель: Рассказать Детям о любви русского народа к песне. Разучить с ребятами русские народные песни. Познакомить с хороводной песней.
2. Разучить хороводную песню «Во поле березка стояла»
3. Оформление папки - передвижки на тему: «Разучите русские народные песни со своими детьми дома». Разучивание песен «Бабушкин Козлик»
«Петушок»
«Курочка — рябушка»
«Гуси вы гуси»
«Два веселых гуся»
Апрель 1. Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры».
2. Участие в смотре- конкурсе развивающих центров.
3. Проведение НОД на тему: «Потешный фольклор» (дразнилки)
Цель: Познакомить ребят с потешным фольклором, разучить дразнилки. Развивать внимание, память, активизировать и совершенствовать словарный запас. Развивать патриотическое чувство Анкета родителей
Разучивание дразнилок
V этап (май) 1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности
2. Отчет о проделанной работе по теме самообразования Аналитическая справка по мониторингу