Вика Скумина
Самообразование «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей» Симферопольского района Республики Крым (МБОУ «Лицей»)
Тема самообразования : «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру».
Составитель:
воспитатель группы №6
Скумина Виктория Васильевна
с. Мирное, 2021-2022г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Самообразование „Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Необходимость ориентироваться во времени является жизненной необходимостью современного человека. Именно поэтому представления о времени необходимо формировать уже в дошкольном возрасте.
Проблемой формирования временных представлений занимались многие исследователи: Леушина А. М., Михайлова З. А., Старченко В. А.,
Столяр А. А. и другие. Ученые определяют временные представления как представления о последовательности смены явлений и состояний материи как объективной реальности, а именно смена времени суток, времен года и других регулярно повторяющих явлений.
Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина», «время».
Фидлер М. обращает внимание на то, что предматематическая подготовка детей дошкольного возраста включает в себя также и требования к уровню развития количественных, пространственных и временных представлений у детей на каждом возрастном этапе, что дает возможность использовать ее для контроля и проверки степени усвоения основных программных задач.
Формирование временных представлений тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка во времени происходит посредством чередования биологических ритмов жизни, которые регулируются окружающей средой.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения следующей. Поэтому знакомство с единицами времени должно строго систематизировано и последовательно, где знание одних интервалов времени возможность их определения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени : его текучесть, непрерывность, необратимость.
Одним из эффективных средств формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Их использование в данном направлении работы, прежде всего, связанно, с тем, что они позволяют «материализовать» время, а также сочетают в себе признаки учебной и игровой деятельности одновременно. С их помощью дети в доступной форме знакомятся с частями суток, их последовательностью, названиями времен года и их характерными признаками и др.
Актуальность состоит в том, что дети начинают знакомиться с частями суток. В этом возрасте надо научить различать и обозначать словами все четыре части суток. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности. Особую роль играют те виды деятельности, которые повторяются в режиме дня ребенка только один раз в сутки, в определенное время : это приход в детский сад. Зарядка, обед, послеобеденный сон и т. п.
ЦЕЛЬ:
Развитие «чувства времени» у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
ЗАДАЧИ:
• познакомить детей с временными понятиями;
• формировать представления у детей о последовательности частей суток;
• учить различать и называть части суток;
• учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определенный отрезок времени;
• закреплять название частей суток: утро, день, вечер, ночь;
• расширять представление детей о времени года, закреплять их название, формировать представления о последовательности времен года.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• закрепить знания детей о частях суток, называть их последовательно;
• закрепить знания детей о временах года и умение называть времена года;
• учить пользоваться схемами и дидактическими играми.
Работа с родителями:
• участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала;
• проведение консультаций и индивидуальных бесед;
• привлечь родителей к изготовлению дидактической игры : частей суток, времен года.
Педагоги:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения психолого – педагогичной литературы работы с банком данных в системе «Интернет»;
• разработать пособия, игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста;
• организовать совместную деятельность с дошкольниками и родителями с использованием дидактических игр.
План по теме самообразования :
1. Методическая работа 2. Работа с воспитанниками 3. Работа с родителями
сентябрь Подбор и изучение литературы по
теме.
Дидактическая игра :
Тема: «Что ты сейчас делаешь?» Памятка «Как правильно научить,
ребенка ориентироваться в частях суток»
Знакомство с теоретическими
знаниями о временных представления детей дошкольного возраста Дидактическая игра : «Что за чем?» Привлечь родителей к сбору копилки по теме для картотеки игр.
Октябрь Организация и обогащение
предметно-развивающей среды для
реализации игровой деятельности связанной с временными представлениями
Дидактическая игра :
Тема: «Когда это бывает?» Консультация для родителей
«Формирование временных представлений у детей в повседневной жизни».
Определение наиболее эффективных форм работы с семьей по теме самообразования Дидактическая игра :
Тема: «Что наступило?» Консультация для родителей: «Круглый год».
Ноябрь Подготовить консультацию для родителей Дидактическая игра :
Тема: «Разложи по порядку». Консультация для родителей: «День да ночь – сутки прочь».
Дидактическая игра : «Сутки».
Декабрь
Создание картотеки
дидактических игр по частях суток для дошкольников Дидактическая игра : «Назови пропущенное слово». Рекомендации: Как научить ребенка понимать время».
Анкетирование родителей по данной теме Дидактическая игра : «Назови соседей». Анкета для родителей: «
январь Оформление информационно – наглядного материала в родительский уголок Дидактическая игра : «Что вы делали?». Консультация для родителей на тему: «Рисование пальчиками: зачем и как?».
Дидактическая игра : «Бывает – не бывает».
февраль Дидактическая игра : «Выбери одежду, которую можно носить зимой (веснойи т. д.)».
Дидактическая игра : «Назови времена года».
март Дидактическая игра : «Какая картинка лишняя».
Дидактическая игра : В какое время года нужны эти предметы?»
апрель Изучение теоретических
аспектов и ознакомление с
опытом работы других
педагогов. Дидактическая игра : «Собираем год».
май Самоанализ плана самообразования.
Разработать дидактическую игру для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.