Еремеева Ирина
План по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 19
г. ЧЕЛЯБИНСКА
План по самообразованию
«Подготовка к обучению грамоте
детей подготовительной к школе группы»
Выполнила:
воспитатель Еремеева Ирина Павловна
Публикация «План по самообразованию „Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;
Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.
Задачи:
1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и
используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности.
Актуальность темы:
Грамота – это овладение умением читать и
писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при
чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл
текста, то есть овладение письменной речью. Один из критериев
выпускника в области «Речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми
средствами звукового анализа слов, определять основные качественные
характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий,
место звука в слове, проявлять интерес к чтению. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его
успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов,
большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать
обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений
формировать в детском саду.
Взрослый дошкольник обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой
стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом
направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к
звуковому. Необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки,
требующие определенного уровня развития ребенка (психологического,
физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие
каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных
возможностей и индивидуальных особенностей.
Этап работы над темой самообразования : 1 год.
-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-различать гласные и согласные звуки;
-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
План самообразования воспитателя
месяц Формы работы
С детьми С педагогами Самообра-зование С родителями
сентябрь Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки.
Пополнение предметно-пространственной среды
«Обучение грамоте в д. с» по плану.
изучить уровень
компетентнос-ти педагогов по данной
проблеме.
изучить и проанализировать
психолого-педагогическую и
специальную литературу,
педагогический опыт по обучению
дошкольников грамоте и подготовки
их руки к письму. Составление перспективного плана.
Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми.
Подбор и изготовление картотеки скороговорок чистоговорок и стихов. изучить мнение
родителей по данной проблеме через
их анкетирование
октябрь Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»,
«Найди место звука в слове», Упражнение «Будь внимательным».
Упражнение «Буква потерялась».
«Обучение грамоте в д. с» по плану.
Работа с картотекой скороговорок и потешек.
Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» Консультация «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение»
ноябрь
Дидактическая игра
«Закончи слово»;
«Угадай слово»
Упражнение «Найди букву».
Упражнение «Подбери слова».
Игра с мячом «Раздели на слоги».
«Обучение грамоте в д. с» по плану.
Работа с картотекой скороговорок и потешек.
Методические рекомендации для педагогов
«С чего начинать обучение грамоте?» Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.
Оформление картотеки с пальчиковыми играми. Оформить папки-передвижки:
"Готовимся к школе. Игры,
развивающие речь ребёнка»
декабрь Дидактическая игра
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»;
«Веселый поезд» Упражнение «Распугай буквы».
Упражнение «Волшебные линии».
Игровое упражнение «Найди место звука».
Пальчиковая гимнастика «Пальчики-зверюшки».
Подвижные игры: «Сова и комары»; «Змея»; «Лес шумит»; «Пчёлы и медвежата».
«Обучение грамоте в д. с» по плану.
Работа с картотекой скороговорок и потешек.
отчет о проделанной работе за 1 полугодие Консультация «Развитие мелкой моторики у детей»
.
январь Дидактическая игра
«Найди братца»;
«Красный – белый» Подвижные игры: «Поезд»; «Воробушки»; «Два Мороза».
Упражнение «Назови буквы».
Упражнение «Подбери схему».
Упражнение «Подбери слова к схеме».
Пальчиковая гимнастика «Мы в печи варили щи».
Консультация "Использование
дидактических игр в процессе
фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте" Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово» Оформлены папки-передвижки
"Как научить ребенка пересказывать»;
«Речевые игры по дороге домой»
февраль Дидактическая игра
«Найди братца»
Подвижная игра «Карусели»; «Апельсин»; «Как у дедушки Лиона».
Упражнение «Почини буквы».
Упражнение «Раскрась кружки».
Упражнение «Составь схему».
Пальчиковая гимнастика «Облака».
«Обучение грамоте в д. с» по плану.
Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками Памятка для родителей по обучению грамоте
старших дошкольников;
март Дидактическая игра
«Веселый поезд»;
Дидактическая игра
«Волшебные кубики» Подвижная игра «На коняшке».
Упражнение «Подбери схему».
Упражнение «Четвертый лишний».
Игра с мячом «Цепочка».
Упражнение «Определи место звука в слове».
Упражнение «Составь и прочитай слова»
«Обучение грамоте в д. с» по плану. Обновление наглядного материала на звуки Консультация «Использование
игровых методов и приемов в
обучении детей грамоте в домашних
условиях»
рекомендации родителям по обучению детей грамоте "От А до Я"
апрель Досуг "В стране звуков" (по
обучению дошкольников грамоте и
подготовке их руки к письму)
Подвижная игра «Кот Васька»; «Что пропало?»; «Тишина».
Упражнение «Раздели на слоги».
Упражнение «Подбери слово».
Упражнение «Синий – зеленый».
Упражнение «Собери буквы – составь слова».
«Обучение грамоте в д. с» по плану.
Консультация "В стране звуков" Подбор материала для проведения итогового мероприятия:
Игра-викторина «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят» Папка-передвижка «Адаптация к школе. Как помочь ребёнку»
май Итоговое
мероприятие. Игра-викторина «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят»
Мониторинг уровня развития детей по обучению грамоте Анализ работы. Отчёт о проделанной работе за 2021-2022 учебный год. Итоговое родительское собрание
Выход темы:
Отчёт о проделанной работе за 2021-2022 учебный год.
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г.
3. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
4. Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
5. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
[Текст] : / С. Е. Большакова– М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
6. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать[Текст] :/ С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В.
Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.
7. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). –Ростов н/Д. : Феникс, 2002.
8. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва ЭКСМО, 2010.
9. Левик О. Н. «Я учусь грамоте»» пропись-раскраска. – Краснодар: Флер, 2016– 64 с.
10. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
11. Интернет ресурсы