Ольга Зинина
Самоанализ «Пескотерапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песок.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощи приходят игры с песком.
Чем полезны игры с песком?
Публикация «Самоанализ „Пескотерапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
- развивают мелкую моторику, глазомер, творческую фантазию; успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!»;
- помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Наблюдая за детьми в течение длительного времени, я не смогла не заметить, что в последние годы стало появляться много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведет к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.
Причины таких отклонений существует несколько. Это и нарушения экологического равновесия, и проблемы, возникающие в обществе: неправильное питание и нездоровый образ жизни будущих родителей, появление большого количества асоциальных семей, где не всегда рождаются дети с нормальным уровнем развития. Большая часть родителей занята зарабатыванием денег, на общение с детьми нет ни времени, ни желания. Часто компьютер и телевизор заменяет живое общение между родителями и детьми.
Воспитателям приходится работать с разными детьми. Я в своей группе обращаю большое внимание на развитие речи и общую коррекцию поведения детей. Существует много приемов и методов, которые помогают исправлять нарушения и развивать речь. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игры с песком.
Дети в моей группе очень любят игры в песке в течение всех летних месяцев. Они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечноже, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи.
Использование песка на занятиях
На речевом развитии я использую следующие методы и приемы работы.
1. Беседа «Правила игры с песком в помещении и на участке».
2. Рассказывание из собственного опыта детей. «Что я чувствую, играя с песком». Дети рассказывают о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, которые возникают у них во время игр с песком. Игра «Песок: хорошо – плохо». Дети могут назвать все полезные и вредные свойства песка.
3. Наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы) «Мои ощущения» Дети очень долго могут наблюдать, несколько раз подряд переворачивая песочные часы. Это зрелище их завораживает. Затем они рассказывают о своих ощущениях.
На ФЭМП и сенсорном развитии использую такие упражнения, как:
1. «Измерь и сосчитай» Дети ложками пересыпают песок из одной емкости в другую и считают их количество.
2. «Измерь разными мерками» - Одно и тоже количество песка измеряется разными мерными ложками и сравнивается их количество.
На художественно-эстетическом развитии
1. «Учимся рисовать песком» - Рисуем какой – либо предмет. Берем кисточку и тонким кончиком, наносим ей по контуру рисунка клей ПВА, посыпаем это место песком и через 1-2 минуты стряхиваем лишний песок обратно в емкость.
2. «Рисуем картинку песком» - поверхность картинки постепенно покрывается клеем и засыпается одним цветом песка, после того, когда стряхивается лишний песок, работа может быть продолжена песком другого цвета. И так до тех пор, пока картинка не будет готова.
3. Лепка из мокрого песка «Колобок» и другие угощения для кукол»
Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для развития детей через использование метода песочной терапии.
Задачи
1. Повысить собственный уровень знаний по данной теме путем изучения необходимой литературы и прохождения курсов повышения квалификации.
2. Разработать план по самообразованию.
3. Разработать перспективный план работы с детьми и с родителями по теме самообразования.
4. Создать необходимую развивающую среду.
5. Подготовить консультации для родителей и педагогов.
6. Изготовить картотеку игр с песком.
Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.
Дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно.
Высказывания о песке и песочной терапии
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
К. Д. Ушинский.
«Часто руки знают, как распутать то, над тем тщетно бьется разум». Карл Густаев Юнг.
Перспективный план работы с детьми.
1. Групповое занятие «Здравствуй песочек» (коммуникация, познание)
2. Индивидуальные игры и упражнения с песком. – Помощь детям в адаптационный период. : Преодоление стрессовых состояний; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
3. Групповые занятия (р/р, познание, конструирование) – Воспитывать в детях сочувствие в окружающем и желание помочь в трудную минуту; развитие мелкой моторики рук. Способствовать освоению позитивных способов взаимодействия с окружающим миром, формированию уверенности в собственных возможностях. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение классифицировать и обобщать фигуры по трем признакам (форме, цвету, величине).
4. Самостоятельная деятельность детей с песком – Развитие самостоятельности, любознательности и желания экспериментировать.
5. Рисование и составление узоров из песка – Развитие творческого воображения, художественных способностей, тактильной чувствительности.
Работа с родителями.
1. Консультация для родителей : «Песок в жизни ребенка», «Что такое песочная терапия?» Знакомство родителей с элементами песочной терапии.
2. Мастер – класс «Играем с песком» - Предоставление педагогической информации по данной теме.
3. Совместная деятельность детей и родителей. «Путешествие в Песочную страну» - Сближать детей, родителей и воспитателей через общение в игре, творчестве; обучать родителей новому взаимодействию через активное общение с детьми.
Литература:
1. Статья «Песочная терапия в детском саду» «Игры с песком» И. В. Усова г. Новокуйбышевск, 2014г.
2. «Чудеса на песке» Практикум по песочной терапии Изд. «Речь», 2005г.
3.»Использование песочной терапии в работе с дошкольниками» Мешавкина Т. Ф. Екатеринбург, 2003г.