Марина
Самоанализ «Развивающая предметно — пространственная среда познавательного развития в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ
«Развивающая предметно – пространственная среда познавательного развития в соответствии с ФГОС»
Выполнил:
воспитатель II квалифицированной категории
Колесникова М. В.
Выступление на методическом объединении по теме
«Развивающая предметно – пространственная среда познавательного развития в соответствии с ФГОС»
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос.
А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Что дает познавательная деятельность в детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство?
Мы обратились к ФГОС. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее : «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…»
Это и стало основой для создания центра познавательно – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
В центре дети могут ежедневно сделать свой выбор и организовать свою познавательную деятельность в центре познания, который расположен вблизи окна, имеет свободный доступ к оборудованию.
Материал систематически пополняется, меняется в зависимости от изучаемого свойства.
В центре живет мудрая сова. Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует побуждению интереса к экспериментированию.
К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных объектов.
Это, прежде всего, оборудование для исследования свойств воды и песка: емкости разной вместимости: мелкие стаканы, наборы прозрачных сосудов разных форм и объемов, груши, палочки, воронки, пипетки, водяные мельницы, формочки для льда, пищевые и непищевые красители, сито, ложки, лопатки, ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.
Материал для изучения свойств воздуха (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки для опытов с воздушным потоком, воздушный змей, флюгер.
Для изучения свойств магнита (разные магниты, металлические и неметаллические предметы).
Для изучения свойств света, цвета и звука-зеркала, изготовленный с детьми телефон.
Наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющая призма, светофильтры и др, позволяющие установить причинно- следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта.
Для развития поисково - познавательной деятельности, и знакомства со свойствами материалов, в центре располагаются образцы из которых делают предметы (ткани, металл, пластмасса, дерево, бумага, стекло).
Предлагаются доступные для ребенка инструменты и приборы (Микроскоп, компас, лупа, весы, термометр, простые механизмы (система шестеренок, рычагов, действия с которыми стимулируют ребенка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно- следственных связей между вещами и событиями.
Игровые компьютеры, электронные и механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимы материалы разных типов. При этом объекты для исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции камней, ракушек, плодов растений).
Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма.
Образно- символический материал отражает многообразие природного и рукотворного мира. Он предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это картинки для иерархической классификации предметов (установления родовидовых отношений) : виды животных, транспорта, профессий).
Серии картинок для выстраивания временных рядов: раньше- сейчас (история транспорта, жилища, одежды, электроприборов).
Для знакомства детей с предшественниками предметов и вхождение в атмосферу прошлого, в группе создан мини -музей «Бабушкин сундучок»; изготовлен макет крестьяинской избы с утварью того времени.
Старших дошкольников мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с массой тел при помощи весов, с агрегатными изменениями вещества и пр. Поэтому, в центре представлены наглядно-графическиемодели пространства (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, календари природы).
Общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, погодных явлений).
Здесь же находятся дневнеки наблюдений, алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Нельзя не дооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение иллюстрированных изданий познавательного характера (атласов, энциклопедий, книг о мире животных и растений, книг об истории рукотворных предметов, расширяют образный мир ребенка и формируют у детей умение самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
Подобранный материал по познавательно - исследовательской деятельности позволяет в полной мере решать программные задачи.
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Та к как совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов, детей и родителей способствует сплочённости детей и взрослых; развитию познавательных интересов и познавательной активности дошкольников, воспитанию творческой личности, так как полученная в готовом виде информация быстрее утрачивается, тогда, как всё добытое опытным путём сохраняется навсегда.