Елена Тыняная
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы по ФГОС
Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с некоторыми аспектами организации развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе "Солнышко". Вчера я выступала на педсовете с презентацией по этой теме и хотела бы пригласить в вас гости в нашу группу, по средством просмотра презентации.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы по ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет ряд требований к организации развивающей предметно-пространственной среды.
Одним из первых требований является безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе, которые включают в себя:
- соответствие возрастным особенностям;
- доступность;
- визуальный психологический комфорт;
- грамотное зонирование;
- преобладание игрового материала для самостоятельной деятельности;
- мобильность среды : гибкость, трансформируемость, мобильность;
- полифункциональность игрового материала;
-- содержательность
- безопасная расстановка мебели и выбор материалов
Мы рассмотрим их не отдельно, а в контексте следующего требования к предметной среде : реализация образовательных программ ДО, которая захватывает все образовательные области
Коммуникативно-личностное развитие
Этот раздел рассмотрим в первую очередь в ведущем виде деятельности – в игре. В группе созданы условия для разнообразных сюжетно-ролевых игр детей, где также прослеживается следование требований создания психологически-комфортной среды :
- неброский цвет мебели и, напротив, яркое игровое оборудование
- преобладание игрового оборудования для самостоятельной деятельности
- игры по возрасту
- безопасная расстановка мебели, безопасные материалы игрушек, столы с закругленными углами
- игровые материалы легко доступны
- мобильность и трансформируемость среды (использование ширм, кубов и т. п.)
- полифункциональность игрового оборудования (большинство материалов можно использовать в разных целях)
Другие виды игр:)
- игры-экспериментирования;
- конструктивные;
- дизайнерские;
- дидактические
(Здесь на фотографиях прослеживается учет возраста детей и мобильность среды (дети вышли за рамки уголка и продолжили постройки из конструктора дальше по группе). Также мы представили игры, сделанные своими руками.
Театрализованные игры представлены некоторыми разными видами театров, сделанных своими руками:
- пальчиковый,
- на пальчики,
- настольный их пластилина
- настольный, сконструированный из бумаги (творчество детей)
- Театр «Масок настроения»
- театр-свиток (разновидность театра тантамаресок)
- настольный их теста
- масок
- театр на палочках
Область «социализация», как часть «коммуникативно-личностного развития» включает воспитание патриотических чувств, таких, как любовь к родному городу. Мы представили свой центр Петербурговедения, насыщенный энциклопедическими и игровыми материалами.
Показали наличие мини-выставки, а также авторское пособие: альбом «Мы – петербуржцы», созданный в сотворчестве педагогов, детей и родителей и другие материалы, сделанные родителями с детьми: мини-газеты, вышивка с изображением грифонов Банковского моста.
Воспитание любви к своей Родине, стране.
Пособия для знакомства с бытом и традициями своего народа,
а также с важнейшими историческими событиями и героями России.
В группе создается новый, емкий по содержанию альбом «Мы живем в России» в рамах одноименного проекта и несколько более узких понятийных пособий по этой теме.)
Безопасность в развивающей среде, это не только соблюдение условий безопасного пребывания детей в детском саду, но также и самостоятельная образовательная область, реализацию которой мы тоже должны представить.
Н-р: - книга - игра по ПДД,
- игрушки, виды спецтранспорта,
- пособия по ПДД, ППБ, ОБЖ.
Также на этом слайде можно проследить использование мультимедийных технологий.
«Познавательно-речевое развитие», представлено в четырех направлениях:
1. Оборудование развивающих центров пособиями познавательного содержания: энциклопедии, картинки, подборка журналов и предметов для получения знаний об окружающем путем рассматривания.
Оборудование для поисково-экспериментальной деятельности:
- наборы для опытов
- для поисково-обследовательской деятельности
- естествнно-научных длительных экспериментов: «огород на подоконнике».
Непосредственно речевое развитие
Здесь прослеживается еще одно требование к РП-ПС, относящееся к нашему учреждению, как коррекционному: учет образования детей с задержкой речевого развития.
Поэтому у нас представлена сменяемость по лексическим темам для развития словаря. Не ограничиваемся подбором картинок, а используем также и выставки и макеты.
Для развития других сторон речи используем авторские пособия:
на представления о звуках и буквах,
ЗКР карточки для артикуляционной гимнастики,
развитие дыхания,
слоговую структуру,
связную речь и творческое воображение.
А также познавательное развитие включает и развитие математических представлений
На фото дети играют с пособиями, сделанными своими руками: математическими цифровыми коллажами и игрой «Количество и символ»
Художественная литература, по ФГОС, рассматривается, как один их видов искусства в синтезе искусств и является одним из разделов художественно-эстетического направления.
И книжный уголок, как центр литературы, должен отражать разные направления работы с литературой, поэтому:
1. не ограничиваться подборкой книг разных литературных жанров по возрасту, а также содержать:
- портреты писателей с краткой биографией;
- подборки выставок книг: одного автора, одного жанра, одного произведения с иллюстрациями разных художников-иллюстраторов;
2. игр на основе литературных текстов разных видов, карточек, схем для творческого рассказывания;
3. книжек-самоделок;
4. книжная мастерская; }
5. с-р игра «библиотека» } (старший дошкольный возраст)
Музыкальное развитие
в музыкальном центре располагаем:
- различные виды музыкальных инструментов: струнно-щипковые, клавишные, ударные и духовые)
- музыкально-дидактические игры;
- иллюстрации и детские рисунки к музыкальным произведениям или жанрам.
Рисуем вальсы:
Центр изобразительного творчества должен также включать в себя несколько сенсорно-художественных маршрутов:
- «мастерская художника» (знакомство с творчеством художников, жанрами живописи, видами изобразительных искусств, изобразительными техниками);
- народное декоративно-прикладное творчество; ( соблюдение эстетических правил: на выставке не подменять произведения искусства подделками и не ограничиваться только иллюстративным и фотоматериалом)
- изобразительные средства выразительности,
- цветоведение.
- развитие навыков изображения (обучающие книги с поэтапным изображением предметов, пооперационные карты)
- Развитие детского дизайна ( дизайнерские игры: мозаика из обрезков, бумажные куклы для моделирования одежды, декорирование предметов посуды и одежды, композиционно-творческие игры типа: «Составь натюрморт, пейзаж, интерьер», «Витрины», «Витражи»)
Физическое развитие
- массажные дорожки
- авторская игра по типу дуйбола «Зимний городок» в разных вариациях
- альбом «Папа, мама, я – спортивная семья», созданный в сотворчестве с родителями.
Одним из условий современного воспитания является соблюдение гендерного подхода. Его реализация представлена грамотным зонированием группы, организацией игровых зон для мальчиков и девочек, подборкой игрового материала, созданием журналов по интересам.
Конечно, мы представляли не все пособия, но думаю, смогли показать реализацию ФГОС.