Светлана Кобзева
ФГОС дошкольного образования: изменения в профессиональной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса.
Публикация «ФГОС дошкольного образования: изменения в профессиональной деятельности» размещена в разделах
С 1 сентября 2013 года вступил в силу 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», благодаря которому дошкольное образование впервые получает статус первого уровня общего образования.
Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта?
Основным событием для педагогов и специалистов системы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N1155).
Дошкольные учреждения вступили в период глубоких качественных изменений. В новом Федеральном образовательном стандарте изменены содержание и структура образования в целом. Целью дошкольного образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и, на их основе, усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.
Другими словами, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
В системе дошкольного образования за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Необходим единый подход к пониманию профессиональных компетенций педагога дошкольного образования, к определению содержания, эффективных методов и форм организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога, обеспечивающих его готовность к реализации ООП в соответствии с ФГОС ДО.
Миссия и цель ФГОС дошкольного образования в сохранении специфики дошкольного образования. Здесь уместно обсуждение вопроса о взаимосвязи специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых Профессиональным стандартом педагога. Профессиональные запросы педагогов обусловлены требованиями, предъявляемыми к содержанию образовательного процесса в системе дошкольного образования в контексте введения ФГОС.
Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС ДО :
• упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно - деятельного подхода;
• сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения занятий, необходимость отказа методических разработок, накопившихся за многие годы;
• отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в дошкольном воспитании в соответствии с требованиями ФГОС;
• традиционный подход руководителей ОУ к анализу занятия и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности воспитателя;
• принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с профессиональной подготовкой кадров для детских садов в связи с введением ФГОС дошкольного образования. Сейчас уже является очевидным тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования. Требуется глубокая и детальная работа в этом направлении.
Внедрение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога дошкольного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям, активным, компетентным.
Новое время диктует новые условия, которые не всегда с энтузиазмом воспринимаются большинством воспитателей. Спектр проблем, стоящих перед современным воспитателем, настолько широк, что от него требуется владение ИКТ, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную деятельность, обеспечивая конкурентоспособность и успешность. Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала. Кроме того, проблема подготовки воспитателя к педагогической деятельности как к творческому процессу, приобретает особую значимость. Воспитатель сегодня должен:
• уметь и хотеть самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их в практике работы с дошкольниками;
• уметь грамотно работать с информацией, критически мыслить, перерабатывать приобретённые идеи и воплощать их в свою работу;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
Так, современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций, содержательно отличающихся от выполняемых воспитателем функций. Педагогу, не владеющему определенными профессиональными компетенциями, сложно будет реализовывать образовательные цели, осуществлять свою образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне.
Таким образом, на наш взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.
Другими словами, должно измениться отношение воспитателя к ребенку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно, при этом, учитывается возраст детей.
Соответственно за получением статуса последовал ряд нововведений по трем направлениям, а именно:
1. Меняется схема финансирования (Региональный уровень власти предоставляет субвенции на образовательную деятельность местным бюджетам, включая расходы на оплату труда педагогическим работникам, приобретение средств обучения, игр, игрушек.
Расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг возлагается на местный уровень власти.
2. Происходят изменения социального статуса педагогических работников.
Внедряется федеральный государственный стандарт дошкольного образования, с целью обеспечения единства образовательного пространства, вариативности содержания и преемственности основных образовательных программ.
С целью внедрения ФГОС ДО в нашем учреждении разработана и введена с 01.09.2015 года адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР со сроком освоения программы – 2 года. С 01.09.2016 года для группы комбинированного вида введена основная общеобразовательная программа дошкольного образования. С 01.09.2017 года введена адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР со сроком освоения программы – 3 года. То есть, как вы обратили внимание, что наш педагогический коллектив достаточно быстро реагирует на всевозможные изменения