Светлана Бречко
Статья «Формирование валеологического сознания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование валеологического сознания у дошкольников
Анотация
Данная статья раскрывает важный вопрос: «Развитие у дошкольников жизненных навыков, способствующих здоровью, на основе интегрированного подхода», и приводит пример работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений,методистам и родителям.
Ключевые слова: валеологическое сознание у детей и родителей.
Темочки:
«Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, помня, что здоровье является самым большим богатством человека.» (Гиппократ)
На сегодня существует актуальная проблема, которая заключается в укреплении и сохранении физического и психического здоровья детей. Если мы рассмотрим «Личность ребенка» в контексте валеологического воспитания, то предполагается формирование положительного образа создание базы личностной культуры ребенка, его активной жизнедеятельности; воспитание у ребенка позитивного отношения к своей внешности, формирование основных физических качеств, двигательных умений. Культурно – гигиенических, оздоровительных навыков и навыков безопасной жизнедеятельности. На конец дошкольного периода жизни у ребенка должны быть сформированы базовые качества личности: произвольность, самостоятельность и ответственность, креативность, инициативность, свобода поведения и ее безопасность, самосознание, самоставлення, самооценка. Поэтому научить ценить свое здоровье и жизнь – основная задача сегодняшнего дня.
Цель статьи : показать, как на практике реализуется опыт работы по формированию валеологического сознания у детей и родителей в ясле-саде №6
Педагоги учреждения строят свою работу согласно разработанной на базе ДОУ программы формирования валеологического сознания у дошкольников. Она освещает различные аспекты указанной проблемы с позиции современной психологии и педагогики, содержащий материалы по развитию культуры здоровья детей. Следует заметить, что главной фигурой в решении этой социально важной проблемы, субъектом воспитания является, прежде всего, воспитатель, потому что именно он, вместе с семьей и формирует из ребенка личность, человека.
Цель этой программы заключается в том, чтобы способствовать осознанию ребенком необходимости с детства придерживаться соответствующих правил: соблюдение культурно-гигиенических норм, формирование валеологического сознания, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей, как высочайшей ценности; формировать мотивационную установку на здоровый образ жизни. Обогатить опыт родителей по данной проблеме, способствовать оздоровлению микроклимата семьи средствами тренинга, практических занятий, консультаций.
Вся работа построена по циклам:
Циклы Цель Результат
Дети Родители
1Цикл: «Я и мой
организм» Учить правильно называть части тела, знать их назначение, действия. Формировать элементарные представления о своем организме. Определяют и правильно называют части своего тела. Ориентируются в строении органов и систем своего организма. Имеют представления об их назначении и условии нормального функционирования.
Осознают что все органы и системы организма работают, как единое целое.
Ориентируются в основных проявлениях органов. Умеют грамотно объяснить, для чего нужен тот или иной орган.
2 Цикл: «Я и моё здоровье» Формировать у ребенка личное отношение к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательной активности, закаливания, сна, овладению гигиеническими навыками. Отличают полезную пищу от бесполезной и вредной.
Знают основные требования к режиму и гигиене питания, выполняют правила культурного поведения за столом. Имеют элементарные представления о наличие в организме микроорганизмов вредных для здоровья.
Умеют самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры.
Самостоятельно пользуются основными гигиеническими средствами и предметами ухода.
Знают основные природные факторы и их влияние на здоровье.
Различают основные признаки заболевания. Тщательно выбирают продукты питания для детей.
Контролируют выполнение детьми культурно - гигиенических навыков. Обеспечивают для детей полноценный отдых.
3 Цикл: «Я личность» Ориентировать в названиях и специфике проявлений основных эмоций. Устанавливать причинно-следственные и смысловые связи между событиями жизни, своими переживаниями и выражением лица. Формировать представление о существовании своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний, отношений). Осуществляют элементарные умственные действия (анализируют, сравнивают, синтезируют, обобщают).
Умеют различать моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Осознают добро и зло, могут объяснить свои поступки, одобрить или осудить их. Сопереживают персонажам, понимают смысл действа, спектакли, осознают коллективный характер деятельности. Выражают свои чувства через цветовую гамму.
Идентифицируют чувства и поступки персонажей с собственными. Не навязывают свое мнение ребенку. Пытаются дать ему возможность получить жизненный опыт методом "проб и ошибок". Пытаются трезво оценивать своих детей, не воспитывая в них эгоизма.
4 Цикл: «Моя безопасность» Учить понимать важность безопасности как составляющей практической деятельности. Формировать умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающим миром Понимают важность безопасности как составляющей практической деятельности. Знают правила поведения на улице, в транспорте, правила пожарной безопасности. Могут определить местонахождение своего дома, дошкольного учреждения. Без разрешения близких или знакомых взрослых не рассказывает незнакомым о своей семье и месте жительства. Знакомят детей с правилами безопасного поведения (по средствам беседы, личного примера, просмотра мультфильмов).
5 Цикл: «Зелёная аптека» Познакомить детей с наиболее распространенными лекарственными растениями, которые используются в народной медицине. Знают целебные свойства овощем и фруктов. Называют распространенные для нашей местности лекарственные растения и их назначение. Пытаются использовать народную медицину при лечении детей (только с разрешения врача).
6 Цикл: «Родителям о детях» Познакомить родителей с возрастными особенностями их детей, раскрыть азы дошкольной педагогики по вопросам валеологического воспитания дошкольников. Способствовать развитию у родителей таких качеств, как: креативность, толерантность и тому подобное. Знают возрастные особенности детей.
Используют целебную силу растений для лечения (с разрешения врача) и оздоровления своей семьи.
К каждому циклу предоставляется: тематика занятий, перечень игр, перечень художественной литературы для детей, игровые и трудовые задачи, беседы, формы работы с родителями, далее. Применение различных видов заданий в процессе формирования у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью способствует эффективному закреплению полученной информации, развивает у детей познавательный интерес, положительное отношение к здоровому образу жизни. А главное – дает возможность создать условия для самостоятельного использования дошкольниками собственного жизненного опыта и получения знаний о собственном здоровье и здоровый образ жизни, которые в дальнейшем станут регулятором их поведения в повседневности.
По данной программе дошкольное учреждение работает с 2009 года и имеет положительную динамику. Наши педагоги открыты ко всему новому, всегда находятся в поиске нового, эффективного, интересного. Спасибо за внимание.
Литература:
1. Калушская Л. В. Здоровье ребенка в саду и семье. -Х. :Ранок – НТ,2005.-96с.
2. Калушская Л. В. Дивокрай. Выбранные дидактико – методические материалы в 2-х книгах для работников дошкольных учреждений. Книга 2.-Тернопі ль: Мандрівець, 2007-336с.
3. Формирование валеологического сознания. -К. :Изд-во «Плеяда», 2005.-120с. – (Открытый урок. Дошкольное образование. Вып. 1-2).