Татьяна Кузьмина
Сущность педагогической деятельности в личности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность педагога имеет, обусловленный характер, так как человек постоянно подвергается влиянию различных факторов (внешних и внутренних, оказывающих влияние на его развитие.
Системность характера педагогической профессиональной деятельности проявляется в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Воспитание - основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии. Воспроизводя свою деятельность педагог, обязан стремиться к воспитанию личности человека, способного к прогрессивной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений.
Публикация «Сущность педагогической деятельности в личности педагога» размещена в разделах
Воспитательная среда, деятельность воспитанников и индивидуальные особенности воспитанников есть основные объекты педагогического воздействия.
Создание условий воспитательной среды, воспитательного коллектива, организацию деятельности воспитанников, развитие индивидуальности личности главные задачи личности педагога.
Через педагогическое действие личности педагога проявляются все свойства педагогической деятельности, являющееся совокупным единством целей.
Первичная задача, в которой проявляется педагогическое действие,- познавательная, которая переходит в задачу проектирования и преобразования.
Решение множества задач разных уровней сложности, причем зачастую педагогические задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритмизации и часто требуют нестандартного эвристического решения, возникающего в процессе напряженной работы, включающей исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод является процессом педагогической деятельности.
Накопленный опыт преобразуется из информации каждого нового шага педагога.
Воспитание и преподавание, является основными видами педагогической деятельности.
Воспитательная работа подчинена цели гармоничного развития личности.
Для этого педагог должен организовывать воспитанников и направить их деятельность на решение воспитательных задач, ведущих к реализации цели. Наличием положительных изменений в ценностях воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности определяется успешность решения задач воспитания. Отсутствием формализации конкретных действий педагога отличается воспитательная деятельность : он может лишь, прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. Выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных (возрастных) особенностей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанников, в каждом конкретном случае. Результат работы педагога оценить довольно сложно, т. к. он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется исходным состоянием воспитанности воспитанника.
Воспитательная работа в педагогической деятельности является все-таки первичной и, в связи с этим педагог должен обладать способностью к грамотной организации воспитательного и учебного процессов в совокупности.
В педагогической деятельности выделяют следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые между собой взаимосвязаны и взаимозависимы.
К личности педагога предъявляются некоторые требования, а именно: он должен обладать способностью мобильности корректироваться современным темпом жизни, постоянно изменяющимися условиями образования. Воспитанникам важно видеть пример компетентного профессионала с активной жизненной позицией, способного увлечь, помочь, понять быть самому увлеченным, справедливым и уравновешенным.
В процессе обучения с детства в образовательных учреждениях формируется социальная позиция будущего педагога.
На две группы подразделяются профессионально обусловленные требования.
В первую входит психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй как основа профессионализма относится научно-теоретическая и практическая компетентность.
Идейная убежденность основа всех видов деятельности педагога, обозначающая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность личности педагога выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Неотъемлемыми качествами личности педагога являются его самоотверженность готовность работать вопреки препятствиям и ограничениям ставя превыше всего свой профессиональный долг.
Познавательная деятельность педагога обуславливается стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому, способностью к самообразованию. Одним из главных факторов познавательного интереса любовь к своему делу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркуша А. М. Если вы учитель // Просвещение, Москва, 1989.
2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании // Академия, Москва, 2001.
3. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний // Педагогика, Москва, 1986.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры // Просвещение, Москва, 1990.
5. Педагогика. Учебник под ред. Крившенко Л. П. // Проспект, Москва, 2004.
6. Подласый И. П. Педагогика // Высшее образование, Москва, 2006.
7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения // Учпедгиз, Москва, 1954, Т. 2., С. 28.