Инна Эрднеева
Самоанализ деятельности молодого воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Мой педагогический стаж небольшой. Всего 1 год
12 месяцев назад я переступила порог дошкольного учреждения, ощутив себя как дома.
Моя деятельность как воспитателя группы раннего возраста направлена на полноценное использование в образовательном процессе арсенала всех средств и возможностей для формирования социального опыта вхождения ребёнка в социум адаптации и активного действия. Цели и задачи моей работы тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение полноценного развития личности каждого малыша в процессе организации их социального опыта через позитивное воздействие педагога и
Публикация «Самоанализ деятельности молодого воспитателя» размещена в разделах
родителей. Цель моей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей.
Основные задачи:
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей как важного
фактора успешной жизнедеятельности ребёнка.
2. Создать условия для умственного, познавательно-речевого,
художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности
малыша.
3. Создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.
4. Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-
эмоционального развития и сенсорного развития детей.
Весь свой небольшой педагогический стаж я проработала с детьми раннего
возраста и поэтому приоритетным направлением в моей работе является
стремление помочь малышам как можно легче пройти адаптационный
период в детском саду. Очень важно, чтобы этот переход был плавным,
мягким. Необходимо понять, выяснить причины различий адаптации
каждого ребёнка, понять интересы, стремления каждого поступающего в
детский сад малыша.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в
дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному,
почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила
бы формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и
положительное отношение к детскому саду. Учитывая все это, в МКДОУ «Детский сад №23» была разработана система по профилактике
дезадаптации. Ещё задолго до поступления в детский сад малыши
адаптируются к условиям дошкольного учреждения, что способствует
повышению общего развития детей, снижению заболеваемости первых
месяцев посещения детского сада, тесному сотрудничеству с родителями
(дети играют в детском саду на участке, в группе, знакомятся с группой,
воспитателями). Родителям даю рекомендации о режиме группы, условиях
пребывания, знакомлю с играми.
На втором этапе работа ведется, когда дети уже посещают детский садик.
Совместно с педагогом-психологом продумываем оптимальные средства
налаживания эмоционального контакта с каждым ребёнком.
Для этого мною учитываются следующие основные характеристики
детского сообщества: возрастной состав; психологическая характеристика
группы; количественное соотношение мальчиков и девочек; социальные
условия жизни в семьях и типы семей. Поэтому я подобрала игры адаптационного периода, с учетом возрастных особенностей детей, таких
как: «Иди ко мне», «Прячем мишку», «Хоровод с куклой», «Позови» И др.
Анализ степени адаптации детей показывает, что основная часть
воспитанников адаптировались к условиям сада в легкой форме.
Моя деятельность как воспитателя первой младшей группы заключается в
развитии у малыша восприятия‚ формирование представлений о важнейших
свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве
‚а также о вкусе и запахе.
Актуальность: сенсорное развитие во все времена
было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Именно поэтому выбор темы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» год назад был неслучайным. По результатам диагностики установила, что дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала.
Дети не понимали их значение И не фиксировали внимание на них. Я
поставила перед собой цель:
- развивать сенсорные способности детей через освоение сенсорных
эталонов, используя дидактические игры, потому что возраст от 2—3 лет
наиболее благоприятный период для развития восприятия,
- совершенствования органов чувств, накопление представлений об
окружающем мире предметов и явлений.
Правильное восприятие формы, величины, цвета и других свойств, качеств
необходимо для успешного усвоения многих дисциплин, от которого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности, на основе этого определила следующие задачи:
- учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как
особые признаки предметов и накапливать представления об основных
разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
— учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и
форме вокруг образцов — эталонов.
В результате работы по данной проблеме, были определены следующие
этапы:
1 этап. Проявление предметных предэталонов, когда при восприятии одного
предмета другой используется в качестве образца (например, треугольные
предметы называют крышами). Обычно это происходит на третьем году
жизни. Последующие этапы характерны для четвертого года жизни ребенка.
2 этап. Переход от использования предэталонов к применению собственно
эталонов; средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а
образцы их свойств (основные цвета спектра, геометрические фигуры,
градации величины).
3 этап. Более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с
оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических фигур, отдельными
параметрами величины.
Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного
воспитания и обучения в работе использую различные средства и формы
организации обучения: игры—занятия, дидактические игры и дидактические
упражнения. При проведении каждого игрового занятия основным методом,
которым я пользуюсь, является непосредственный показ предмета.
Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению.
Знакомство с каждым эталоном имеет свои особенности, поскольку с
разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.
Дети лучше запоминают цвета спектра, если их знания постоянно закреплять
через дидактические игры. Знакомя детей с геометрическими формами, я
обучаю их приему обведения контура, а также сопоставлению фигур.
Формированию представлений о величине способствует выстраиванию
предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен
учиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это довольно легко,
когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Сложным является
обучение детей обследованию формы предметов : это отделить
геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов.
Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов
сходной с ней формы, предметы группируются вокруг соответствующих
фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы
предметов. Особые трудности для детского восприятия возникают в тех
случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин,
составляющих сложную структуру.
Для знакомства детей с сенсорными эталонами я пользуюсь следующим
дидактическим материалом: одноцветные и многоцветные пирамидки,
коробка с отверстиями разной формы, матрешками, геометрическими
фигурами (квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг, комплект досок
с вкладышами, палочки восьми цветов, четырех цветные столики с
грибочками, мозаики). Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается
наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая
возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно -
психического развития и всестороннего воспитания ребенка.
Для систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего
возраста на начало учебного года, разработала перспективный план. В
перспективный план были включены разнообразные формы работы с детьми:
дидактические, подвижные игры, чтение художественных произведений,
наблюдения, рассматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика,
проведение физминуток и т. д.
Особое внимание было уделено созданию в группе предметно-
развивающей среды. Для обеспечения оптимального баланса совместных и
самостоятельных действий детей в группе организовала зоны для разных
видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной,
конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для
подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно интересам и
потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение
дня.
Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное
благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью
и удовольствием. В группе созданы необходимые условия для обеспечения
психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.
Предметно-развивающая среда включает:
—Дидактические игры, которые подразделяются на три основных вида: игры с
предметами‚ настольно-печатные‚ словесные; созданы центры:
—Центр «Сенсорики и манимулятивных игр»;
Центр «Конструирования» (мелкий и крупный строительный материал) ;
Центр сюжетно-ролевых игр;
Центр «Любознайка»;
Центр «Театрализации»;
Центр «Музыка»;
Центр «Здоровье»
В оформлении внутреннего убранства группы мною были
использованы желтый, синий, красный и зеленый цвета как наиболее
«близкие» восприятию ребенка данного возраста. Именно такое сочетание
определило цветовую гамму стен, мебели и аксессуаров. Используются
светлые теплые тона с выделением зон для игр.
Положительные эмоции у детей вызывает уголок сенсорики и
манипулятивных игр, дизайн которого продуман до мелочей. Для
дыхательных упражнений используются солнышки, бабочки, божьи коровки,
и на цветных ленточках висят шарики. В делении зон так же учитывался
гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы,
строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски,
кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков
и для девочек.
Работая в этом направлении, используя различную литературу, мною были разработаны методические рекомендации для педагогов по созданию предметно—развивающей среды в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста. В своей работе применяю разнообразные виды детской деятельности : игровую, учебную, художественно-эстетическую,
двигательную, элементарно—трудовую. Использую технологию личностно-
ориентированного воспитания, что помогает значительно улучшить уровень
развития детей, так как вся работа вне занятий строится на личностном
развитии ребёнка‚ его способностях, проблемах, интересах.
Занятия провожу в виде: дидактических игр, бесед и слушаний, чтения и
драматизации, сидя и лёжа на ковре. Смена форм и видов деятельности
помогает детям стать раскованнее, увереннее и самостоятельнее.
Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяются нетрадиционные техники, такие как: рисование пальчиками, ладошками, использование природного материала в лепке, смятой бумаги в аппликации.
Всю работу с детьми строю с учётом данных психолого-педагогической диагностики. На её основе определяю зону ближайшего развития детей. Диагностику буду проводить два раза в год с целью фиксации достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Результаты начала года
использую для осуществления индивидуального и дифференцированного
подходов в работе с детьми.
Учитывая возраст детей, основными методами оценки, по которым ведется
диагностирование, являются беседы‚ наблюдения и игровые упражнения.
В группе разработаны календарно—тематические планы по всем
разделам программы. Подобран и систематизирован дидактический материал
к перспективным планам. Этот материал помогает мне развивать и
совершенствовать те или иные навыки детей. Его использую на занятиях и в
индивидуальной работе.
Мониторинг оценки состояния здоровья в начале года воспитанников
показал, что многие дети приходят в группу с ослабленным здоровьем,
поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей для меня стала
одной из самых важных. Создание здоровьесберегающей среды в группе,
оптимальное использование двигательного режима, профилактические
процедуры (фитотерапия, гимнастика пробуждения, дыхательные
упражнения, массажные коврики, солнечные ванны, пальчиковые игры,
смена динамичных и статичных видов деятельности, релаксационные паузы,
босохождение, полоскание полости рта после еды, корригирующая
гимнастика, офтальмотренинг и др.) помогают укрепить здоровье наших
воспитанников. Здесь также активно применяю фольклор. Детям помогают
расслабиться прибаутки: «Киска, киска»; «Ладушки, ладушки»; «Пальчик-
Мальчик»‚ «Ножки, ножки» и др. Результатом работы по оздоровлению является снижение заболеваемости.
Свою педагогическую деятельность строю в тесном контакте с
родителями. Работа с родителями строится на принципах взаимного доверия
и партнерства. Проводимые с родителями мероприятия стараюсь построить
таким образом, чтоб родительские собрания, консультации деловые игры,
проекты не оставляли их равнодушными, вызывали желание применить
полученные знания, навыки в работе с детьми в домашних условиях. Выпуск
семейных стенгазет, участие в конкурсах по обогащению предметно-
развивающей среды группы позволяют каждому родителю раскрыть свои
способности и сделать их равноправными участниками образовательного
пространства.
Работа с родителями осуществляется с использованием следующих форм:
На сайте детского сада есть персональная страничка;
презентации,
анкеты;
родительские собрания;
консультации, беседы-рекомендации;
печатный материал для чтения;
совместные творческие дела.
Считаю, что проводимая работа принесет в дальнейшем положительный
результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят
сформировать понимание того, что родители являются первыми педагогами
детей.
Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о
личностно—профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое.
Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю новые
инновационные технологии, следую принципу: «Помоги, но не навреди». Не
останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться, повышаю
своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах. Постоянный поиск новых методов и форм совместной деятельности
педагога с детьми и родителями привели меня к первым шагам
использования проектного метода. (8 марта 2018г) В перспективе планирую разработать и реализовать ряд проектов по сенсорному воспитанию : кратковременные и долгосрочные проекты.
Согласно ФГОС, содержание образовательной области «Познание» в которое входит сенсорное развитие‚ направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов. И поэтому следующим этапом моей работы по данной проблеме является разработка диагностического инструментария, составление перспективного плана по организации предметно-развивающей среды и оформление конспектов интегрированных НОД.
Оценку начала моей педагогической деятельности я, прежде всего‚ вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им, мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии.
За короткий срок наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.