Наталья Петрушова
Самоанализ открытого логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ открытого логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников (5-6 лет) с общим недоразвитием речи.
Тема: «Паучок и Капелька»
Подготовила и провела: учитель-логопед Петрушова Наталья Владимировна
Дата: 12.11.2024 г.
Участники: дети старшей группы №6 компенсирующей направленности.
Количество: 8 человек.
Место проведения: групповое помещение.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедические конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Самоанализ
- Старшая группа
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Цель. Развитие фонетико-фонематической стороны речи детей.
На занятии были поставлены следующие задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление правильного произношения звука К в слогах, словах. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам. Совершенствование навыка звукового анализа. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение, составление предложений из данных слов). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогом К, употребление существительных в Д. п.)
Коррекционно-развивающие:
Развитие длительного ротового выдоха, фонематических представлений, общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительного внимания и восприятия, связной речи. Поощрять умение, отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Методы и принципы: были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.
ППР среда для организации и проведения НОД: рукавички-язычок; дидактические пособия «Листики», «Согласные звуки», «Рыбка», «Дорожки», «Что нашли»; артикуляционный профиль звука К; предметные картинки, в названиях которых присутствует звук К; камешки Марбл.
Вся деятельность на НОД была построена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Смена деятельности и сюжетно-игровая основа на протяжении всего занятия позволяла избегать утомляемости детей.
Мною проводилась целенаправленная работа по развитию мышления, памяти, внимания, речи. В ходе всей НОД развивала связную речь. Добивалась ответа полными предложениями.
Поставленные цели и задачи соответствуют календарно-тематическому планированию. Решение задач достигается различными игровыми методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Все виды заданий были объединены единой сказочной сюжетной линией: где дети чувствовали себя главными героями. В начале НОД использовался сюрпризный момент: появление сказочного Паучка (игрушки). Я провела краткий сравнительный анализ сказочного Паучка и настоящего паука.
Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их речевого нарушения и индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение дополнительных наглядных опор (картинок, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована артикуляционная гимнастика (артикуляционная сказка) с биоэнергопластикой и глазодвигательным нейроупражнением. Для выработки правильного произношения звука использовалось дыхательное упражнение «Листики». При формировании артикуляционно-акустического образа звука (К) звук связала с символом «Капелька» и символами «Характеристика согласного звука», и артикуляционным профилем звука.
Игра «Хлопай, не зевай» по развитию фонематического слуха позволила снять мышечное напряжение у детей. Дидактическая игра «Что нашли» вызвала у детей живой интерес и способствовала развитию мелкой моторики, зрительного внимания и переключения, фонематического восприятия. Формирование навыка звукового анализа проводила с помощью упражнения «Рыбка», которое помогает детям закрепить такие трудные понятия как начало-середина-конец звука в слове.
Упражнение «Дорожки» дало возможность в одном задании достичь нескольких целей: закрепление понятия предложение, составление предложений из данных слов, употребление существительных с предлогом К, употребление существительных в Д. п.
Задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На протяжении всей деятельности был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.