Надежда Ремигайло
Проект для детей 5–6 лет «Русский самовар и чаепитие на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация.
Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.
Проект необходим взрослым и детям, т. к. реализация его поможет сплотить детей и взрослых в коллектив. У детей разовьются творческие способности, любознательность, расширится кругозор.
Проект будет реализовываться через вовлечение детей в различные виды деятельности: познавательную, игровую, продуктивную, исследовательскую.
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Русский самовар и чаепитие на Руси“» размещена в разделах
- Посиделки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Самовар
- Старшая группа
- Темочки
В проекте будут принимать участие педагоги, дети и их родители. Всего в проект будет вовлечено 2 воспитателя, муз. руководитель, физ. руководитель, 28 детей и их родители.
Постановка проблемы.
Он во главе стола- большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове пыхтит с заваркой чайник,
Внутри- воды кипящая река.
Случайно не задень его руками:
В его стальной утробе жгучий жар!
Гостей приветит чаем с пирогами
Семьи поилец- русский самовар.
(О. Карелин)
В наше время большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Не знают, как жили русские люди, какие они соблюдали обычаи, чем украшали свои дома, как работали и отдыхали. Русский народ издревле славился гостеприимством. Когда за большим столом собиралось много людей, а во главе стола, в самом его центре,красовался самовар. Ведь именно самовар объединял людей, считался символом семейного очага, добра и уюта. Представить себе русское застолье без ароматного чая трудно, хотя в наши дни бодрящий напиток, ставший традиционным для наших предков, основательно потеснен кофе. Раньше же даже в гости приглашали «на чай». Здесь обсуждались семейные дела и последние новости, велись неспешные беседы и устраивались литературные читки. К счастью, в те времена телевизор еще не изобрели, а спешить по вечерам было некуда. Летом чайный стол накрывали на веранде или в саду. Даже на гулянья весной и летом в пригородные парки горожане выезжали с самоварами. На траве расстилалась скатерть, из корзинок доставалась нехитрая снедь, на специальную подставочку ставился самовар. А если чего-то за импровизированным столом не хватит, стоит помахать поднятой рукой, тут же, как из-под земли, появится разносчик с бубликами, пряниками, пирогами. Идиллия, да и только. Оглядываясь в прошлое, понимаешь, для семьи традиционное чаепитие – вещь незаменимая.
К сожалению, времена меняются. В наш вечно спешащий век приглашать «на чай» уже не принято, это воспринимается как предложение зайти на несколько минут. А ведь именно в современном мире высоких технологий серьезно стоит проблема нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Сейчас, к сожалению, утеряны семейные традиции совместного чаепития и обсуждение семейных вопросов, умение делиться своей радостью и печалью с близкими людьми.
Поэтому мы и обратились к проекту «Русский самовар и чаепитие на Руси». Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы.
Название проекта : «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Возраст детей : 5-6 лет
Участники проекта : дети старшей группы «Ириски», воспитатели, родители.
Тип проекта : детско- взрослый
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.
Задачи проекта :
1) Расширить представления детей о русском фольклоре (сказки, пословицы, поговорки, загадки)
2) Обогатить и расширить словарь детей новыми словами.
3) Развивать познавательный интерес у детей.
4) Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта, воспитывать у них желание быть гостеприимными.
5) Побудить участников проекта к сохранению традиций семейного чаепития.
Прогнозируемые результаты реализации проекта :
1) Дети расширят представление о русской народной культуре, познакомятся с историей возникновения самовара.
2) Родители пополнят знания о русских народных традициях.
3) Педагоги получат опыт работы по патриотическому воспитанию детей.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область
Познание
Содержание Задачи
• Беседы «История возникновения чайника», «От самовара до чайника»
• Экскурсия в музей «Русская горница»
• Экспериментирование «Нагрев воды и заваривание чая»
• Углубить и расширить знания детей об истории возникновения самовара, чайника.
Коммуникация
Содержание Задачи
• Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.
• Дидактическая игра «Собери самовар»
• Учить детей разыгрывать представления по знакомому литературному произведению, применяя выразительные средства: интонацию, мимику, жесты
Чтение художественной литературы
Содержание Задачи
• Чтение книги «Самоварец, самовар, самоварище» Ю. Добрынина
• «Иван Иваныч Самовар» Д. Хармс
• «Муха- Цокотуха» К. И. Чуковский
• Заучивание стихотворений о чаепитии
• Чтение детской художественной и научно- познавательной литературы о самоваре
• Знакомство с пословицами, поговорками о самоваре. • Через произведения художественной детской литературы познакомить детей с традицией русского чаепития.
Здоровье
Содержание Задачи
• Пальчиковая гимнастика «Самовар»
• Составление кулинарной книги «Выпечка к чаю»
• Беседа «О пользе чая» • Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.
Безопасность
Содержание Задачи
Беседы :
• «Этот опасный кипяток»,
• «Электрические приборы»,
• «Пожар дома»
• Дидактическая игра «Можно- нельзя»
• Формировать представление детей об основных источниках опасности в быту и способах безопасного поведения.
Социализация
Содержание Задачи
Сюжетно- ролевые игры:
• «В гости к бабушке»,
• «День рождения»,
• «Гости пришли, дорогие пришли»
• Закреплять навыки детей самостоятельно договариваться между собой.
• Учить самостоятельно подбирать атрибуты и предметы- заместители к игре.
Художественное творчество
Содержание Задачи
Выставка детских работ в разных продуктивных видах деятельности:
• Пластилинография «Самовар- батюшка», «Русский самовар»,
• Коллективное рисование «Самовар»,
• Лепка «Чайный сервиз» ,
• Лепка из соленого теста «Чайная посуда» (гжель,
• Аппликация «Закипает самовар» ,
• Квиллинг «Медный самовар» .
• Развивать творческие способности детей, совершенствовать навыки в художественном творчестве.
Труд
Содержание Задачи
• Субботник по мытью детской посудки: тарелочек, чашек, ложек.
• Протирка пыли в кукольном уголке.
• Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом ответственность и инициативу.
Физкультура
Содержание Задачи
• Утренняя гимнастика под русскую народную мелодию.
• Русские народные подвижные игры : «У медведя во бору», «Волк и гуси».
• Считалка «Аты- баты» • Воспитывать чувство патриотизма.
• Развивать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры с использованием считалок.
• Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Содержание проектной деятельности по реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Работа с родителями.
содержание Участники проекта форма Место проведения
Подбор энциклопедической информации об истории возникновения самовара, чайника, их устройстве Родители Работа с литературой, интернетом дом
Совместное просматривание мультфильмов, русских народных сказок.
Родители, дети Совместная деятельность дом
Подбор поговорок, пословиц, загадок о самоваре и русском гостеприимстве Родители Работа с литературой, интернетом дом
Работа с детьми
Содержание Участники проекта Форма Место проведения
Экскурсия в музей «Русская горница» Воспитатели, дети Совместная деятельность Музей «Русская горница»
Подбор художественной литературы о русском чаепитии воспитатели Работа с литературой Пед. кабинет, дом
Чтение художественной литературы Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната
2 этап. Практическая деятельность.
Работа с родителями.
Содержание Участники проекта Форма Место проведения
Изготовление книжек- малышек «Самовар» и кулинарной книги «Выпечка к чаю» с подобранными пословицами, поговорками, загадками. Родители, дети Совместная деятельность дом
Изготовление «Хранительницы чайного тепла» Родители, дети Совместная деятельность дом
Работа с детьми.
Содержание Участники проекта Форма Место проведения
Беседы: «История возникновения чайника»,
«У носатого Фоки, постоянно руки в боки», «Этот опасный кипяток», «Электрические приборы. Пожар в доме», «О пользе чая» Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната, музей «Русская горница»
Коллективное рисование «Самовар» дети Непосредственно образовательная деятельность Групповая комната
Пластилинография «Самовар- батюшка», «Русский самовар»
Лепка из соленого теста «Чайная посуда» (гжель)
Коллективная лепка «Чайный сервиз» Воспитатели, дети Непосредственно образовательная деятельность Групповая комната
Театрализация сказки К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха» Воспитатели, дети Совместная деятельность Групповая комната
3 этап. Обобщающий.
Содержание Участники проекта Форма Место проведения
Выставка книжек- малышек «Самовар», детских работ в разных видах продуктивной деятельности Воспитатели, дети, родители презентация Групповая комната, пед. кабинет
Полученные результаты:
Дети:
Познакомились с историей возникновения самовара, расширили представления о русской народной культуре.
Используют полученные знания о русском фольклоре в образовательной деятельности, а также в быту.
Продолжают развивать творческие способности в различных видах деятельности.
Получают радость от общения с родителями и совместной творческой деятельности.
Родители:
Активно сотрудничают с педагогами в развитии творческих способностей детей.
Расширили знания о русских народных традициях.
Осознают свою ведущую роль в воспитании и развитии детей.
Педагоги:
Расширили представление о творческих возможностях семей своих воспитанников.
Приобрели новый опыт в организации совместной деятельности с детьми.