Виктория Рыбалкина
Русский фольклор: история и современное значение в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Русский фольклор: история и значение в культуре страны
1. Открытие
Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по миру русского фольклора. Это богатое и многогранное наследие не только формирует национальную идентичность, но и служит основой культурных ценностей и традиций.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
2. Введение: Значимость фольклора в России
Русский фольклор занимает особое место в жизни многих россиян. Он не только определяет национальные мотивы в искусстве и литературе, но и формирует представление о социальной и культурной идентичности. Фольклорные образы и темы приобретают новую жизнь в офлайн и онлайн пространствах, вовлекая как детей, так и взрослых в мир удивительных приключений.
Примером может послужить традиция накладывать элементы фольклора на общественные события, например, многочисленные фестивали народных промыслов и ремесел. Этот интерес к культурным корням становится особенно актуальным в условиях глобализации, когда забота о своем наследии становится вопросом национального масштаба.
3. Истоки и история: Древние корни фольклора
История русского фольклора уходит корнями в древнюю историю страны. Сказания и легенды передавались устно, от поколения к поколению, и стали неотъемлемой частью народной культуры.
В 19-ом веке началось собирательство народных песен и сказок, что позволило сохранить огромное количество произведений и изучить их структуру и особенности.
4. Основные жанры и Разнообразие фольклора
Русский фольклор охватывает широкий круг тем: от мифов и легенд о богах и героях до бытовых сказок и песен о любви и труде. Фольклор играл важную роль в жизни русского народа. Он служил средством морального и культурного воспитания, сохранял культурную память и традиции народа. Он помогал людям понимать мир и свое место в нем, учил их жить в мире и гармонии с природой и другими людьми.
5. Детский фольклор в 1921 году ввёл в научный обиход Г. С. Виноградов.
В понятие «детский музыкальный фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей.
Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров Детский фольклор включает в себя: *Колыбельные песни, *потешки, пестушки, *Считалки, *Небылицы, *Пословицы, *Частушки * Заклички * Прибаутки, шутки, перевертыши,*Загадки, *Скороговорки.
6. Изучение народного музыкального творчества является не только одним из видов приобщения детей к национальной культуре, но является весьма эффективным средством музыкального воспитания и развития.
Приобщая детей дошкольного возраста к русской народной культуре, мы с педагогами нашего детского сада используем русский фольклор: знакомим детей с национальным бытом; с русской народной игрушкой; художественными промыслами, с русскими народными играми; с традициями; с праздниками.
7. С целью патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду реализуется тематический блок «Фольклорное наследие» программа Н. В Елжовой «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края».Целью которого является: приобщение детей к истокам русской народной культуры
Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.
Основные формы работы с детьми: тематические занятия, занятия интегрированного типа, игры, развлечения, праздники. Где дети знакомятся с различными видами народного музыкального фольклора:
«Народная песня»
«Игровой фольклор».
«Народные танцы. Хоровод».
«Игра на детских музыкальных инструментах».
Инсценировка народных обрядов, сказок
8.«Народная песня».
Народная песня — самый массовый и популярный жанр фольклора. Она знакомит детей с трацициями, обычаями и бытом русского народа. Народная музыка, песня понятна и близка нашим детям.
9.«Игровой фольклор».
Игровой фольклор - различные народныеигрысопровождающиеся потешками, прибаутками,небылицами, скороговорками, считалками, игровыми и плясовыми песнями широко используются педагогами нашего детского сада в продуктивной деятельности.
10.«Народные танцы. Хоровод».
На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски: хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски.
После их освоения приступаем к разучиванию народных танцев, хороводов.
11.«Игра на детских музыкальных инструментах».
Игре на русских народных музыкальных инструментах начинаем обучать с раннего возраста, используем звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремушки, дудки, деревянные ложки, трещотки, румба, бубенцы, бубны, изготавливаем народные инструменты самостоятельно.
12.Инсценировка народных обрядов, сказок.
Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитируют в своих играх календарные и семейные обряды, в детском саду участвуют в играх с театральными действиями,
13.разыгрывают русские народные сказки, инсценируют народные песни, участвуют в подготовке и проведении народных праздников.
14. В своей практике часто используем обрядовый фольклор:
15. Колядки,
16. Масляничные песни,
17. Весенние песни,
18. Осенние песни,
19. Летние песни.
20. Проводятся совместные праздники с родителями.
21.Национальная кухня
Составной частью духовной и материальной культуры каждого народа является национальная кухня. Самые простые и обыденные блюда хранят в себе частичку истории народа, его традиций.
Поэтому мы знакомим своих воспитанниковс традициями национальной кухни русского народа и народов России проживающих на нашей территории.
22.Участвуем в региональных конкурсах
Принимаем участие с детьми в региональных конкурсах: «Мы потомки донских казаков», «Казаками Россия крепка», «Николай идёт - добро несёт», «Что за чудо эти сказки», «День матери – казачки».
23. Сохранение и развитие: Освоение новых горизонтов
Работа по сохранению и развитию фольклора продолжается. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, чувства национальной гордости, любви к Родине, родному краю.
Современные музыканты и хореографы создают произведения, основанные на народных мотивах, поддерживая интерес к фольклору.
Культурные фестивали, например, «Русь изначальная» или Народные гуляния, поддерживают и укрепляют интерес к фольклору через живые выступления и мастер-классы. Это не только популяризирует национальные ценности, но и создает основу для детальной работы по его сохранению.
24.Влияние за пределами России: Межкультурный обмен
Русский фольклор выходит за пределы России, вдохновляя мировых авторов и художников. Он часто находит отражение в международных кинопроектах и литературе, что способствует межкультурному пониманию и обмену.
25.Заключение: Роль фольклора сегодня
Фольклор, как символ и инструмент культурной связи, остаётся неотъемлемой частью современного общества. Он вдохновляет поколения, соединяя культурные нити между прошлым и будущим.
26. Фольклор играет ключевую роль в формировании социальной ткани нашего общества, напоминая о богатстве, мудрости и красоте нашего наследия.
Источники
1. Афанасьев, А. Н. Русские народные сказки. Изд-во Восточная литература, 2023.
2. Толстой, Л. Н. Сочинения в четырех томах. Москва: Правда, 1996.
3. Кирсанов, П. П. История русского фольклора. Академический проект, 2002.
4. Государственная архивная служба России. Национальные фольклорные собрания.
5. Российская академия наук. Исследования по фольклористике и этнографии.
Фото из архива МБДОУ детского сада «Ручеёк»
-