МААМ-картинки

Русский фольклор: история и современное значение в воспитании детей дошкольного возраста (1 фото)

Виктория Рыбалкина
Русский фольклор: история и современное значение в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Русский фольклор: история и значение в культуре страны

Русский фольклор: история и современное значение в воспитании детей дошкольного возраста

1. Открытие

Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по миру русского фольклора. Это богатое и многогранное наследие не только формирует национальную идентичность, но и служит основой культурных ценностей и традиций.

Темочки:

2. Введение: Значимость фольклора в России

Русский фольклор занимает особое место в жизни многих россиян. Он не только определяет национальные мотивы в искусстве и литературе, но и формирует представление о социальной и культурной идентичности. Фольклорные образы и темы приобретают новую жизнь в офлайн и онлайн пространствах, вовлекая как детей, так и взрослых в мир удивительных приключений.

Примером может послужить традиция накладывать элементы фольклора на общественные события, например, многочисленные фестивали народных промыслов и ремесел. Этот интерес к культурным корням становится особенно актуальным в условиях глобализации, когда забота о своем наследии становится вопросом национального масштаба.

3. Истоки и история: Древние корни фольклора

История русского фольклора уходит корнями в древнюю историю страны. Сказания и легенды передавались устно, от поколения к поколению, и стали неотъемлемой частью народной культуры.

В 19-ом веке началось собирательство народных песен и сказок, что позволило сохранить огромное количество произведений и изучить их структуру и особенности.

4. Основные жанры и Разнообразие фольклора

Русский фольклор охватывает широкий круг тем: от мифов и легенд о богах и героях до бытовых сказок и песен о любви и труде. Фольклор играл важную роль в жизни русского народа. Он служил средством морального и культурного воспитания, сохранял культурную память и традиции народа. Он помогал людям понимать мир и свое место в нем, учил их жить в мире и гармонии с природой и другими людьми.

5. Детский фольклор в 1921 году ввёл в научный обиход Г. С. Виноградов.

В понятие «детский музыкальный фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей.

Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров Детский фольклор включает в себя: *Колыбельные песни, *потешки, пестушки, *Считалки, *Небылицы, *Пословицы, *Частушки * Заклички * Прибаутки, шутки, перевертыши,*Загадки, *Скороговорки.

6. Изучение народного музыкального творчества является не только одним из видов приобщения детей к национальной культуре, но является весьма эффективным средством музыкального воспитания и развития.

Приобщая детей дошкольного возраста к русской народной культуре, мы с педагогами нашего детского сада используем русский фольклор: знакомим детей с национальным бытом; с русской народной игрушкой; художественными промыслами, с русскими народными играми; с традициями; с праздниками.

7. С целью патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду реализуется тематический блок «Фольклорное наследие» программа Н. В Елжовой «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края».Целью которого является: приобщение детей к истокам русской народной культуры

Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.

Основные формы работы с детьми: тематические занятия, занятия интегрированного типа, игры, развлечения, праздники. Где дети знакомятся с различными видами народного музыкального фольклора:

«Народная песня»

«Игровой фольклор».

«Народные танцы. Хоровод».

«Игра на детских музыкальных инструментах».

Инсценировка народных обрядов, сказок

8.«Народная песня».

Народная песня — самый массовый и популярный жанр фольклора. Она знакомит детей с трацициями, обычаями и бытом русского народа. Народная музыка, песня понятна и близка нашим детям.

9.«Игровой фольклор».

Игровой фольклор - различные народныеигрысопровождающиеся потешками, прибаутками,небылицами, скороговорками, считалками, игровыми и плясовыми песнями широко используются педагогами нашего детского сада в продуктивной деятельности.

10.«Народные танцы. Хоровод».

На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски: хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски.

После их освоения приступаем к разучиванию народных танцев, хороводов.

11.«Игра на детских музыкальных инструментах».

Игре на русских народных музыкальных инструментах начинаем обучать с раннего возраста, используем звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремушки, дудки, деревянные ложки, трещотки, румба, бубенцы, бубны, изготавливаем народные инструменты самостоятельно.

12.Инсценировка народных обрядов, сказок.

Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитируют в своих играх календарные и семейные обряды, в детском саду участвуют в играх с театральными действиями,

13.разыгрывают русские народные сказки, инсценируют народные песни, участвуют в подготовке и проведении народных праздников.

14. В своей практике часто используем обрядовый фольклор:

15. Колядки,

16. Масляничные песни,

17. Весенние песни,

18. Осенние песни,

19. Летние песни.

20. Проводятся совместные праздники с родителями.

21.Национальная кухня

Составной частью духовной и материальной культуры каждого народа является национальная кухня. Самые простые и обыденные блюда хранят в себе частичку истории народа, его традиций.

Поэтому мы знакомим своих воспитанниковс традициями национальной кухни русского народа и народов России проживающих на нашей территории.

22.Участвуем в региональных конкурсах

Принимаем участие с детьми в региональных конкурсах: «Мы потомки донских казаков», «Казаками Россия крепка», «Николай идёт - добро несёт», «Что за чудо эти сказки», «День матери – казачки».

23. Сохранение и развитие: Освоение новых горизонтов

Работа по сохранению и развитию фольклора продолжается. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, чувства национальной гордости, любви к Родине, родному краю.

Современные музыканты и хореографы создают произведения, основанные на народных мотивах, поддерживая интерес к фольклору.

Культурные фестивали, например, «Русь изначальная» или Народные гуляния, поддерживают и укрепляют интерес к фольклору через живые выступления и мастер-классы. Это не только популяризирует национальные ценности, но и создает основу для детальной работы по его сохранению.

24.Влияние за пределами России: Межкультурный обмен

Русский фольклор выходит за пределы России, вдохновляя мировых авторов и художников. Он часто находит отражение в международных кинопроектах и литературе, что способствует межкультурному пониманию и обмену.

25.Заключение: Роль фольклора сегодня

Фольклор, как символ и инструмент культурной связи, остаётся неотъемлемой частью современного общества. Он вдохновляет поколения, соединяя культурные нити между прошлым и будущим.

26. Фольклор играет ключевую роль в формировании социальной ткани нашего общества, напоминая о богатстве, мудрости и красоте нашего наследия.

Источники

1. Афанасьев, А. Н. Русские народные сказки. Изд-во Восточная литература, 2023.

2. Толстой, Л. Н. Сочинения в четырех томах. Москва: Правда, 1996.

3. Кирсанов, П. П. История русского фольклора. Академический проект, 2002.

4. Государственная архивная служба России. Национальные фольклорные собрания.

5. Российская академия наук. Исследования по фольклористике и этнографии.

Фото из архива МБДОУ детского сада «Ручеёк»

-

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возрастаФотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возраста Фотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возраста В настоящее время, народная культура, традиции русского.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский фольклор: история и современное значение в воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 21:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русский фольклор: история и современное значение в воспитании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Рыбалкина (УИ 420286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД