Екатерина Самаруха
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русские народные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №39»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему :
«Посиделки» в подготовительной группе детей с ОНР.
Выполнила:
учитель-логопед Самаруха Е. В
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Русские народные посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве, развивать интерес к традициям русского народа, прививать любовь к фольклору.
Задачи:
- познакомить детей с внутренним убранством русской избы;
- познакомить с традициями русского народа;
- развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству : пословицам, поговоркам, загадкам;
- познакомить детей с посиделками как явлением старинного быта
- обобщить знания детей о народных промыслах;
- воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие: физическое развитие.
Предшествующая работа: заучивание на занятиях, в режимных моментах, в повседневной жизни малых форм фольклора: пословиц, считалок, дразнилок, небылиц, загадок;
Ход НОД
Логопед:
Добрый день, гости званные и желанные! Я очень рада видеть Вас в добром здравии и хорошем настроении.
Ребята кто помнит, что такое народное творчество?
Правильно, это: пословицы, загадки, считалки, небылицы, дразнилки, частушки и конечно народные игры.
А сегодня я расскажу ещё об одном мероприятии нашей далёкой старины - это посиделки. (слайд -1) В старину собирались люди в большой избе, еду и угощение приносил каждый с собой. Здесь они пели песни и частушки, водили хороводы, рассказывали сказки, небылицы, дразнили друг друга, загадывали загадки, играли в игры, и, конечно, работали. Кто - то вышивал полотенце, кто - то вязал. Кто - то плёл лапти или корзину, а кто - то из дерева вырезал деревянные ложки. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то и игру сыграют! Вот у них работа и спорилась. Руководила посиделками Хозяйка избы. Сегодня отправляемся к хозяйке в гости.
Хозяйка в дому, что оладушек в меду. Я скажу волшебные слова, вы закроете глазки. и окажитесь в далёком прошлом.
-1,2, 3 повернись, в далёком прошлом окажись!
Хозяйка: Ну, что гости дорогие, проходите, рассаживайтесь - «Красному гостю - красное место,«в тесноте да не в обиде» На улице холодно, а у нас у печи тепло (слайд -2) в старину не было специальных приборов чтобы узнавать погоду, и люди пользовались различными приметами, а какие приметы вы знаете?
Если кошка греется на печи, то это к стуже;
Ясное небо — морозная погода.
Большие хлопья снега- к потеплению. Кошка морду лапой прикрывает- к метели Кошка долго и крепко спит - к теплу.
Дым из трубы стоит столбом - морозу)
Логопед: Осенними вечерами как развлекались наши предки? (пели песни, плясали, стишки сочиняли да шутки-прибаутки разные.
Шутки - прибаутки
1. (выходят 2 мальчика)
1й мальчик: Федул, что губы надул?
2й мальчик: Кафтан прожёг!
1й мальчик: Починить можно?
2й мальчик: Да иглы нет.
1й мальчик: А велика дырка?
2й мальчик: Остались ворот, да рукава.
2.(Выходит девочка и мальчик)
Девочка: Скажи слово «иду»
Мальчик: Ну иду
Девочка: У тебя нос в меду!
Мальчик: А ты скажи «медь»
Девочка: медь
Мальчик: Твой отец медведь!
Девочка: А ты скажи «двести»
Мальчик: Двести
Девочка: У тебя голова в тесте!
2. (Выходят девочка и мальчик)
Девочка: Степан, ты пирог ел?
Мальчик: Нет, не ел!
Девочка: А вкусный он был?
Мальчик: Очень!
На посиделках любили играть на музыкальных инструментах (оркестр) слайд-3
Логопед: Ребята, а еще они придумывали разные заклички.
Заклички - это стихотворные обращения к природе или другим явлениям, небольшие песенки.
Давайте с вами разучим одну такую закличку. Давайте зиму позовем
Приходи, Зима,
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,
С Рождеством, с Колядой,
С Масленицей молодой!
Воспитатель: А давайте сыграем в игру "Зима и дети" давайте но чтобы нам выбрать Зиму нужно посчитаться:
Ребенок считалкой выбирает Зиму:
Ехала телега темным лесом За каким-то интересом.
Стук, звон, выйди вон!
Дети стоят в кругу.
Зима встает в центре. Дети идут, держась за руки, по кругу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Давай, зима, скорей играть.
Зима, зима,
Где ты была?
Дети сужают круг.
Зима, зима с чем ты пришла?
Дети расширяют круг.
Зима:
В мешке стужу несла.
Зима и дети двигаются по кругу, «несут» тяжелый мешок.
На землю холод трясла,
Все стоят и потряхивают кистями рук.
Руки, ноги познобила,
Все «греют руки», потирая их, постукивая ногой о ногу.
Дети:
Уж ты, Зимушка-Зима,
Я прошу тебя:
«Не морозь меня!»
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Зима «морозит» детей - пятнает тех, кто не успел спрятаться (присесть)
Логопед: Отгадайте -ка, ребятки, загадки о тех предметах и вещах, которые могли быть сделаны на посиделках.
1. В огород с ней пойдёшь Урожай соберёшь,
На базар пойдёшь -
Продукты в ней несёшь (корзина).слайд -4
2. И махровое, и гладкое бывает.
Кто помылся, тот о нем не забывает:
Взрослого, младенца
Вытрет (полотенце) слайд- 5
3. Дремлет на пороге,
На него ступают ноги,
В дождик, слякоть или грязь
Он не даст нам в дом попасть,
Пока ноги не протрете,
Грязь с сапог не уберете (половик) слайд -6
4. Маленький. Кругленький,
А за хвост не поднимешь (клубок) слайд- 7
5. Деревянная подружка,
Без неё я как без рук,
На досуге - веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот.
И обжечься не даёт (деревянная ложка) слайд -8
Хозяйка: Чтобы сделать эти предметы, нужно потрудиться. Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорится в пословицах. Кто из вас помнит пословицы о труде?
Дети говорят пословицы:
- Меньше говори - больше делай!
-Дело мастера боится.
- Умные руки не знают скуки.
- Чтобы рыбку съесть - Надо в воду лезть.
Хозяйка: Точно говорите!. Пословица - душа и ум народа. Пословица к делу молвится. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Хозяйка: А ещё на посиделках любили друг друга подразнить, но не кто ни обижался. Ребята. Вспоминайте дразнилки.
Если человек всё время плачет, как его дразнят?
- Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин!
- Борис - барбарис,
На верёвочке повис.
Как верёвка оборвётся.
Так Борис перевернётся!
- У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.
- Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.
- Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку.
-Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Логопед: Длинными вечерами люди за работой любили песни петь. Давайте и мы споем «Бабушка испеки нам всем оладушки» (слайд – 9)
Хозяйка: Молодцы, ребята, много всего запомнили и смогли рассказать. Ну, а теперь, я - хозяйка зову вас к столу. (слай-10)
Я иду, иду, иду
Самовар с собой несу
Не красна изба углами –
А красна пирогами.
Чай горячий на столе
Бублики и варенье,
Приглашаю вас отведать Моё угощенье!
Логопед: дети рассаживаются за стол и вспоминают пословицы про чай.
- Чай пить - не дрова рубить!
- Выпей чайку – забудешь тоску.
- Чай пить долго жить!
- За чаем не скучаем по 6 чашек выпиваем
- С чая лиха не бывает!.
Логопед: Ребята, а какие же посиделки без частушек? Вы, бублики, кушайте, да частушки слушайте! (слайд 11)
Говорил медведь народу :
«Ничего нет лучше меда,
К меду блин подай сюда - Просто сказка, не еда!»
Стол сорока накрывала,
На блины всех созывала:
«Зайцы, волки, кабаны,
Жду вас в гости на блины!»
В масле руки и штаны,
Ел я с маслицем блины,
И откуда эти пятна?
Ел блины я аккуратно!
(дети поют частушки).
Хозяйка: ребята. А за столом было принято хозяйку похвалить. Кто меня похвалит?
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!
- дом вести - не лапти плести!
Хозяйка: Ну, вот, поели - попили, пора и честь знать. До свиданья!
Логопед: Понравились вам посиделки? Очень хорошо! Отправляемся в группу. Закрываем глазки, я говорю волшебные слова:
Раз, два, повернись, снова в садик возвратись.