Наталия Сергеева
Проект «Русские народные игры» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Народные детские игры»
Старшая группа «Светлячки»
Разработала: Сергеева Н. А.
Чем больше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Актуальность темы проекта
В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки…
Темочки:
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.
Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа через игру.
Задачи проекта
1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных связей.
2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам.
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
4. Формировать желание и умение детей и их родителей изготавливать игрушки своими руками.
План по реализации проекта.
Вид проекта: творческий.
Возраст детей: 5-6 лет.
Состав участников: воспитатель, музыкальный руководитель, дети и родители группы «Светлячки» .
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Прогнозируемый результат
- у детей формируются знания о традициях народа, в котором они живут; дети учатся использовать национальные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
- повышается профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа.
- повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).
Этапы реализации проекта.
Предварительная работа.
1) Сбор информации воспитателем для проведения бесед с детьми на тему: “Виды народных игрушек”.
2) Создание развивающей среды в группе (динамичный уголок национальной культуры русского народа); привлечение родителей к предстоящей творческой работе
3) Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, раскрасок и трафаретов народных игрушек.
4) Подбор музыкальных произведений, народных песен о народных игрушках.
5) Разучивание с детьми: Стихов, потешек, пословиц и поговорок, историй о русской народной игрушке.
6) Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем»
7) Помощь родителей в предоставлении различных материалов для поделок.
Основной этап.
Организованная совместная деятельность
1 «Игрушки наших бабушек» Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу; продолжать педагогическую деятельность по воспитанию у детей национального самосознания и уважения к другим нациям
2 Занятие по лепке Филимоновской игрушки на тему: “Петушок и Курочка – любимые свистульки”.
3 Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
4 Занятие по ИЗО деятельности на тему: “Дымковские узоры”.
5 Игры малой подвижности «Ручеек»; «Арам шим шим» Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами, разучить закликчки к играм; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры
6 Подвижная игра «Гори, гори ясно» (другой вариант) Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения ; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту
7 Подвижная игра «Дятел» Цели: познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к игре; совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении; способствовать развитию памяти, речи, внимания
8 Мастер-класс для родителей с детьми. «Игровая кукла зайчик-на-пальчик»
Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами.
Итоговый этап.
1 Создание мини - музея в группе: “ Народная игрушка”.
2 Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
Оценка результатов проекта
Из результатов опроса детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности игры. В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием народные игры, оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр.
По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.
Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.
Приложение
Русские народные подвижные игры
Описание игр
«Арам-шим-шим»
Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят – поют, танцуют, читают и т. д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру с начала. Когда в эту игру играют более старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре два мальчика или две девочки, то они пожимают друг другу руки.
Игра “Ты катись, весёлый бубен!”
Все встают в большой круг. Ведущая произносит слова: Ты катись, весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот сейчас… /задание/ и т. д.
Гори, гори ясно. (2)
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать, кого ни будь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.
Колечко.
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру
Дятел.
Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!
После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.
Подкиды.
Один из играющих берет в руки мяч и напевает:
Оля, Коля, дуб зеленый
Ландыш белый, зайка серый
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Вышибалы
На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.
Организованная совместная деятельность
«Игрушки наших бабушек»
Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу; продолжать педагогическую деятельность по воспитанию у детей национального самосознания и уважения к другим нациям
Оборудование: соломенные игрушки, тряпичные игрушки, куклы – обереги, глиняные игрушки, матрешки, фотоальбом с описанием «Матрешки», Итта Рюмина «Куклы наших бабушек», Издательство «Малыш», Москва, 1989
Содержание совестной деятельности
Деятельность проводится посредством рассказа воспитателя детям при одновременном рассматривании детьми соответствующих моменту рассказа игрушек
Соломенные игрушки.
Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла, применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.
В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.
Куклы-обереги.
Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.
Тряпичные игрушки.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.
С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.
Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.
Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
Глиняные игрушки.
Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.
Матрешка.
По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена.
Вывод:
В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.
Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.
Мастер-класс для родителей с детьми
«Игровая кукла зайчик-на-пальчик»
Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со
взрослыми: родителями и педагогами.
Задачи:
- привлекать внимание к русской культуре
- заинтересовать разнообразием обрядовых кукол и оберегов, и их назначением в
русском быту
- познакомить с простейшими приемами рукоделия
- изготовить самостоятельно игровую куклу по традиционной технологии
- развивать мелкую моторику рук
Материалы и оборудование:
1. План-конспект мастер-класса.
2. Презентация.
3. Образцы игровой куклы.
4. Материалы для практической работы: заранее заготовленные лоскуты ткани
10х20 см, набивочный материал (вата, красные нитки
Теоретическая часть.
Роль игровой и обереговой куклы в жизни древних славян.
- Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим об обрядовых и игровых куклах. В далекие времена,
когда жили наши предки, куклы нужны были не только детям, а особенно девочкам,
но и взрослым. Славянскими куклами-оберегами украшали интерьер дома, с ними
играли дети. Они всегда были очень сильными помощницами в быту, в социальной и
личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных
праздников, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных
событий, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц
спокойствия, здоровья, достатка, любви.
Просмотр презентации.
- Мы с вами посмотрели презентацию, узнали много нового об обереговых куклах, о
том как их изготавливали. А сейчас мы вам предлагаем самим сделать куколку
«зайчик на пальчик». Пусть, вместе с таким маленьким другом вам никогда не будет
страшно и одиноко.