Севда Мухтарова
Комплексное занятие «Русские костюмы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
Тема: Русское народное творчество. Русский костюм.
Цель: Рассказать детям о многогранности русского народного творчества. Познакомить с русским народным костюмом. Развивать память, внимание, воображение, речь. Воспитывать уважение к творчеству своего народа.
Публикация «Комплексное занятие „Русские костюмы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: беседа «Русский костюм. Особенность внешнего вида», «История костюма».
Развивающая среда: кукла Маша, аудиозапись «Ах вы, сени, мои сени», плакат русский костюм (при наличии, дидактический материал: «Окружающий мир», «Национальные костюмы», издательство «Страна Фантазий», презентация «Народный костюм», цветные карандаши, альбом.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, что мы называем русским национальным костюмом?
Ответ детей: сарафан, рубаха, кафтан, шаль, сорочка и т. д.
Воспитатель: Правильно ребята. Русский национальный костюм используется с древних времён
и по наши дни.
Основная мужская одежда –сорочка или нижняя рубаха. Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой. Посмотрите на экран и обратите внимание, как выглядел старинный русский мужской костюм. (Показ слайда).
Рубахи шились из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Штаны заправляют в сапоги или онучи при лаптях.
На территории России выделяют четыре комплекса женской одежды –с сарафаном, с понёвой (шерстяной юбкой, с юбкой –андараком, с кубельком - распашным платьем. А теперь посмотрим, как выглядел женский старинный национальной костюм. (Показ слайда.)
Основой женского костюма была длинная подпоясанная рубаха. Ее украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи –горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. (Показ слайда).
И мужская, и женская одежда была украшена узорами – орнаментом. Каждый элемент орнамента имел определё нный смысл:
Знак солнца означал плодородие, благополучие;
Знак воды, похожий на волну, означал веселье, радость;
Знак засеянное поле – счастье, богатство, достаток.
В орнаменте использовали в основном четыре цвета, каждый из которых имеет тоже определё нное значение:
Красный – благополучие;
Жёлтый – тепло, ласку;
Синий – радость;
Чёрный – богатство.
(Показ слайдов)
В гости приходит кукла в русском народном костюме.
Маша: Здравствуйте, ребята. Я - Машенька из сказки. Как вы думаете, из какой сказки я к вам в гости пришла?
Дети отвечают («Маша и медведь»)
Маша: Молодцы, ребята. Вы знаете, эта сказка называется народной потому, что ее сочинил народ. В копилке русского народа есть много чудесных сказок. Давайте вспомним их названия (дети называют). -Молодцы,вы знаете много русских народных сказок. Народ наш полон талантов, и кроме сказок создал много красивого и интересного. Например, русские народные песни. Предлагаю поплясать под одну из них.
Физминутка. Дети танцуют под песню «Ах вы, сени, мои сени».
Маша: Ребята, обратите внимание на мой костюм. Он тоже создан нашим великим народом. -Хотели бы вы носить такие костюмы?
Ответ детей :Да. К сожалению, в наше время народные костюмы носят только артисты,исполняющие русские народные песни и пляски, играющие в оркестрах русских народных инструментов, в качестве сценических костюмов.
У меня с собой есть сундучок непростой. В нём загадки живут и ответов ваших ждут.
Отгадаете загадки, он покажет вам отгадки.
(Загадывает загадки о русском костюме)
Каждый день поутру
Надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовётся (Сарафан)
Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош. (Кокошник)
Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи. (Платок)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)
Тепла не даёт,
А без него холодно. (Пояс)
(Маша достаёт из сундука картинки-отгадки, но они рассыпаются)
Маша: Ой, ребята, пока сундучок я сюда к вам несла.
С отгадками моими случилась беда.
Рассыпались отгадки.
Скорей составьте их, ребятки.
(Игра «Разрезные картинки». Дети составляют элементы русской одежды6 сарафан, кокошник, платок, рубаху, пояс и называют их).
Маша: Вот спасибо, молодцы, порадовали от души.
За это подарю я вам подарки,
А вы украсите их сами, ребятки.
Девочкам кокошники, а мальчикам – пояса.
Принимайтесь за работу, друзья.
(Воспитатель раздаёт детям кокошники и пояса, а дети украшают их узорами по своему усмотрению, используя основные элементы и цвет