Лучший педагог года

Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников

НАТАЛЬЯ ЩЕРБАКОВА
Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников

Человек, который верит в сказку,

Однажды в неё попадает,

Потому что у него есть сердце…

Чем чаще дети слышат сказки, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Ушинский сказал: «Народная сказка читается детьми легко уже потомучто во всех народных сказках повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

В повествовании сказки часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например, постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, красное солнышко, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами, сестрица Аленушка и братец Иванушка, Марьенка., заинька попрыгаинька и т. д.

Сказки имеют устоявшиеся десятилетиями традиционные зачины и концовки. Зачины сразу же настраивают слушателя на сказочный лад, сосредотачивают его внимание, например, жили – были или это было когда-то давно.

Концовки же, как бы «подводят итоговую черту» – завершают повествование, например, стали жить поживать и добра наживать; и я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащая свою речь.

Народная сказка - может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений.

При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов. Эти приемы можно поделить на две группы.

К первой подгруппе относятся приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, или обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

2. Рассматривание иллюстраций. С помощью этого приема дошкольников приучают уже при первом чтении сказки вслушиваться и запоминать описанное: внешности героя, его костюма

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы?

Ко второй подгруппе относятся приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения в тексте.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном или пересказывают описания природы.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется подробным интересным.»

Большое значение для развития речи имеет рассказывание сказок детьми. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, дополнить то или иное выражение.

Одним из наиболее эффективных методов развития речи считают драматизацию. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки, связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приобщить к этому всех детей.

Еще один из ведущих методов работы со сказкой являются беседы о прочитанном, способствующие употреблению детьми образных слов и выражений.

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития речи дошкольников.

Хотелось сказать несколько слов об историческом значении сказок.

Конечно, сказкой развлекали детей и много лет назад, но это была скорее второстепенная функция. Ребенка следовало в первую очередь воспитать и, самое главное, передать ему то понятие о мире, которое было у родителей.

Наши предки предпочитали прививать своё мировоззрение не в назидательной форме, а в более доступной для детей – игровой. Другими словами, родители через сказку объясняли своему чаду не только что хорошо, что плохо, но и почему восходит солнце или как появился наш мир. И если разобрать привычные нам фольклорные произведения с точки зрения философии тех веков, можно очень удивиться.

Колобок

На первый взгляд знакомая всем сказка учит юного читателя, что нужно слушаться старших, а тщеславие обычно не доводит до добра. Однако смысл «Колобка», появившегося, очевидно, ещё в языческие времена, был в том, чтобы объяснить ребенку, как солнце, которое и символизирует круглая лепешка, путешествует по небосводу (по мнению некоторых исследователей народного творчества, животные на пути Колобка – это созвездия). Финальное съедение главного героя лисой – это не что иное, как затмение: древние думали, что солнце съедает злой дух.

Курочка Ряба

Для современного ребенка мораль этой сказки проста, нужно беречь то, что у тебя есть, и радоваться простым вещам. Но для наших предков «Курочка ряба» рассказывала о сотворении мира и появлении во Вселенной Солнца и Луны.

Мышь символизировала темного духа (считалось, что зверек появлялся из-под земли, а потому был связан с подземным миром, который попытался отобрать у людей Солнце. Но вместо одного светила испугавшиеся тьмы люди получили от утешавшей их курицы сразу два.

Говорят, что взрослые, которым не читали сказок в детстве, не умеют мечтать. Существует целое направление в терапии (лечение искусством, которое называется сказкотерапия. Можно сказать, при помощи сказкотерапии человек вылечивает душу словом. Психолог, работая с человеком, рассказывает ему сказки, притчи или истории, подобранные индивидуально. Так же они называются терапевтические сказки. помогают человеку разобраться в сложной ситуации, с которой он пришел к специалисту. Разница между детской, взрослой и подростковой сказкотерапией лишь в проблемах, желаниях и тревогах, которые затрагиваются каждым из этих возрастов. В одной и той же истории каждый человек сможет найти что-то свое, подставить свои образы, избавиться от ненужных тревог и отыскать решения своих проблем.

Если не хочется идти к специалисту, можно придумать волшебную сказку и самостоятельно. Главное правило при написании личной сказки — это сочинять с удовольствием, чтобы созданная история обязательно понравилась самому автору.

Притча: Голая правда

Раньше Правда ходила по улицам голая. Это, конечно, не понравилось людям, и никто не пускал её к себе в дом. Однажды, когда грустная Правда бродила по улицам, она встретила Притчу, одетую в красивые одежды, радовавшую глаз.

Притча спросила Правду:

– Почему ты ходишь по улицам голая и такая грустная?

Правда печально опустила голову и сказала:

– Сестра моя, я опускаюсь всё ниже и ниже. Я уже стара и несчастна, поэтому люди удаляются от меня.

– Не может быть, – сказала Притча, – что люди удаляются от тебя потому, что ты стара. Я вот тоже не моложе тебя, но чем старше становлюсь, тем больше во мне находят. Я открою тебе секрет: люди не любят простых, открытых вещей. Они предпочитают, чтобы вещи были немного скрыты и приукрашены. Давай я тебе одолжу несколько своих красивых платьев, и ты сразу увидишь, как полюбят тебя люди.

Правда приняла совет Притчи и оделась в её красивые одежды. И вот чудо – с того дня никто не убегал от неё, и её принимали с радостью и с улыбкой. С тех пор Правда и Притча не расстаются.

голая правда никому не нравилась, в форме Притчи (косвенно, невзначай) правда выглядит куда более выгодно и с ней даже можно согласиться и поддержать.

Прикреплённые файлы:

skazki_fppmc.pptx | 10230,5 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 28 августа 2024 в 08:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ЩЕРБАКОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День озера Байкал. Папка-передвижка о Байкале

День Байкала отмечают в России в первое воскресенье сентября. Байкал — уникальное место, это озеро входит в число семи чудес нашей страны. Полюбоваться красотой Байкала приезжают люди со всего мира.

25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД