Людмила Леонтьева
Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме развития речи : проводятся научно-практические конференции по вопросам развития речи ребенка; обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие образной речи детей дошкольного возраста; выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и обучения детей.
Публикация «Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте (А. М. Бородич, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Е. В. Савушкина).
В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей : Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи детей.
Мы рассмотрели ряд понятий, которые являются теоретической основой нашего исследования:
В теории русского языка образность речи принято понимать как выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).
М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. Указания на необходимость работы над образными средствами языка так же содержатся в трудах Е. А. Флериной.
Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи: Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Т. Б. Филичева признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – русской народной сказки.
В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский : «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса»
Констатирующее исследование проходило на базе МДОУ. С целью выявления уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Методами констатирующего эксперимента являлись: беседа, выявляющая разные стороны речевого развития детей; методика выявления уровня развития образной речи О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, Н. В. Гавриш; наблюдение за речью детей в течение дня; количественно-качественная обработка результатов.
Опираясь на исследования О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, Н. В. Гавриш и др. можно выделилить критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста : умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы); умение сравнивать и подбирать эпитеты; умение подбирать синонимы; умение подбирать антонимы; использование средств художественной выразительности в собственной речи.
Таким образом, данные констатирующего этапа исследования позволили нам сделать следующие выводы:
На высоком уровне наименьшее количество детей как в экспериментальной (30%) так и в контрольной (20%) группе. Большинство детей старшего дошкольного возраста (50% экспериментальной и 70% % контрольной группы, участвующих в исследовании, были отнесены нами к низкому уровню развития образной речи.
Дети данного уровня ярко проявили затруднения в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращались за помощью к педагогу. Не умеют правильно воспринимать художественную информацию; не умеют правильно строить предложения в своём высказывании; не умеют использовать изобразительные языковые средства в речи, наблюдается повторяемость одних и тех же слов.
Опытно-экспериментальная работа показала, что в практике дошкольного образования недостаточно внимания уделяется развитию образности речи детей, о чем свидетельствуют данные констатирующего эксперимента. Также мало внимания уделяется русской народной сказке как средству развития образной речи старших дошкольников.
Полученные данные является теоретико-прикладным аспектом доказательства сензитивности изучаемого нами возраста в развитии образной речи.
Установлена связь между уровнем интереса детей к русской народной сказке и умениями детей правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства и уровнем развития пластических умений навыков, связанных собственно с созданием художественного образа.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей низкий уровень развития образности речи. Это послужило основой к разработке системы занятий и игр по развитию образной речи с использованием русских народных сказок, которая будет использована в дальнейшей работе.
Библиографический список
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : «Академия», 2000. - 400 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста [Текст] / Л. Д. Короткова. – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. – 125 с.
4. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольника с художественной литературой [Текст] / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. –М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 224с.
5. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – Харьков, 1997. – 464 с.