Тер-Аванесова Мариэтта Робертовна
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать +Заказ
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тер-Аванесова Мариэтта Робертовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 294» г. Нижний Новгород
Публикация «Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством их знакомства с русской народной сказкой. Автор статьи делится опытом организации долгосрочного проекта духовно-нравственного развития личности в старшей группе детского сада.
Вопрос духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста сегодня становится как никогда актуальным. Это связано с одной стороны с запросом государства и общества на формирование в подрастающем поколении таких качеств как любовь к Родине, гражданственность, ответственность, трудолюбие, и в тоже время с недостатком методических разработок в данном направлении и особенностью формирования нравственных качеств личности.
Отсюда следует проблема нашего исследования: каким образом организовать процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с возрастными нормами и средствами, позволяющими сделать процесс воспитания дошкольников максимально эффективным.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: создание психолого-педагогических условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с русскими народными сказками.
Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
• прививать интерес к культуре русского народа посредством знакомства с русскими народными сказками;
• способствовать общему гармоничному развитию ребенка;
• прививать любовь к чтению;
• формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
• развивать творческий потенциал детей;
• привлечь внимание родителей к проблемам духовно-нравственного воспитания, показать родителям пути решения этих задач;
• обогатить развивающую предметно-пространственной среду группы в соответствии с поставленными целями.
Для достижения поставленной цели нами был разработан и реализован долгосрочный проект по формированию духовно-нравственных качеств старших дошкольников, фундаментом к которому послужило знакомство детей с русскими народными сказками.
Ведущей идеей проекта является идея о том, что русская народная сказка – это эффективное средство воспитания дошкольников. Сказка таит в себе черты исконно русского характера : уважение к старшим, честность, храбрость, открытость и гостеприимство. Вместе с тем язык сказки отличается доступным словарем, четкими фразами, несложными для восприятия детей грамматическими формами, что позволяет вовлечь дошкольников в активную работу. О важности сказки в воспитании детей дошкольного возраста писали В. А. Сухомлинский, А. Н. Толстой, Н. Д, Бартрам и другие.
Реализация проекта проходила в три этапа:
• подготовительный этап;
• основной этап;
• заключительный этап.
Подготовительный этап включил в себя первоначальное анкетирование родителей, педагогическую диагностику воспитанников методом наблюдения и беседы. На этом этапе нами был разработан перспективный план работы, конспекты совместной деятельности воспитателя и детей, осуществлен подбор дидактического материала. На этом этапе были созданы тематические этапы, картотеки подвижных и дидактических игр.
Основной этап включал следующие направления деятельности воспитателя :
• создание развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей целям проекта;
• организация совместной деятельности педагога и дошкольников;
• организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.
Целью обогащения развивающей предметно-пространственной среды стало включение в повседневную жизнь и игры детей знакомых им сказочных персонажей. Среда группы пополнилась игровыми макетами, созданными по мотивам русских народных сказок, были подобраны картотеки подвижных и дидактических игр, разработан лэпбук – многофункциональное игровое дидактическое пособие.
В процессе реализации проекта проводились занятия, знакомящие детей с героями русских сказок, занятия –беседы, занятия –рассуждения, творческие мастерские, во время проведения которых дети изготавливали макеты по сюжетам знакомых им сказок.
Работа, направленная на включение родителей и социальных партнеров детей в процесс взаимодействия с детским садом, включала самые разнообразные формы. За время реализации проекта были проведены родительские собрания и консультации в онлайн-формате, что позволило принять в них участие максимальному количеству родителей. Для родителей воспитанников были подготовлены папка-передвижка, посвященная вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников, проводились выставки детских книг с классическими иллюстрациями русских художников и выставки детских рисунков и поделок по теме проекта.
На заключительном этапе проекта были подведены итоги проделанной работы. Было выявлено, что у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Дошкольники не просто познакомились с героями русских народных сказок, они обрели нравственные ориентиры.
Список использованной литературы:
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства образования и науки Российской Федерации;
• Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 294»;
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• О. М. Ельцова «Воспитание дошкольников в духе русских традиций», Москва, 2019 г.
• Т. С. Комарова «Народное искусство – детям», изд. «Мозаика-Синтез», Москва, 2018;
• В. Н. Косарева «Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет», изд. «Учитель»;
• О. В. Гончарова «Театральная палитра» программа художественно-эстетического воспитания;
• Э. А. Халикова, Н. В. Колебошина «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет», изд. «Учитель»;
• А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей», изд. «ТЦ Сфера», 2010г.