Получи документы

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (1 фото)

Тер-Аванесова Мариэтта Робертовна
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать +Заказ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Тер-Аванесова Мариэтта Робертовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 294» г. Нижний Новгород

Публикация «Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством их знакомства с русской народной сказкой. Автор статьи делится опытом организации долгосрочного проекта духовно-нравственного развития личности в старшей группе детского сада.

Вопрос духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста сегодня становится как никогда актуальным. Это связано с одной стороны с запросом государства и общества на формирование в подрастающем поколении таких качеств как любовь к Родине, гражданственность, ответственность, трудолюбие, и в тоже время с недостатком методических разработок в данном направлении и особенностью формирования нравственных качеств личности.

Отсюда следует проблема нашего исследования: каким образом организовать процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с возрастными нормами и средствами, позволяющими сделать процесс воспитания дошкольников максимально эффективным.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: создание психолого-педагогических условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с русскими народными сказками.

Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:

• прививать интерес к культуре русского народа посредством знакомства с русскими народными сказками;

• способствовать общему гармоничному развитию ребенка;

• прививать любовь к чтению;

• формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

• развивать творческий потенциал детей;

• привлечь внимание родителей к проблемам духовно-нравственного воспитания, показать родителям пути решения этих задач;

• обогатить развивающую предметно-пространственной среду группы в соответствии с поставленными целями.

Для достижения поставленной цели нами был разработан и реализован долгосрочный проект по формированию духовно-нравственных качеств старших дошкольников, фундаментом к которому послужило знакомство детей с русскими народными сказками.

Ведущей идеей проекта является идея о том, что русская народная сказка – это эффективное средство воспитания дошкольников. Сказка таит в себе черты исконно русского характера : уважение к старшим, честность, храбрость, открытость и гостеприимство. Вместе с тем язык сказки отличается доступным словарем, четкими фразами, несложными для восприятия детей грамматическими формами, что позволяет вовлечь дошкольников в активную работу. О важности сказки в воспитании детей дошкольного возраста писали В. А. Сухомлинский, А. Н. Толстой, Н. Д, Бартрам и другие.

Реализация проекта проходила в три этапа:

• подготовительный этап;

• основной этап;

• заключительный этап.

Подготовительный этап включил в себя первоначальное анкетирование родителей, педагогическую диагностику воспитанников методом наблюдения и беседы. На этом этапе нами был разработан перспективный план работы, конспекты совместной деятельности воспитателя и детей, осуществлен подбор дидактического материала. На этом этапе были созданы тематические этапы, картотеки подвижных и дидактических игр.

Основной этап включал следующие направления деятельности воспитателя :

• создание развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей целям проекта;

• организация совместной деятельности педагога и дошкольников;

• организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.

Целью обогащения развивающей предметно-пространственной среды стало включение в повседневную жизнь и игры детей знакомых им сказочных персонажей. Среда группы пополнилась игровыми макетами, созданными по мотивам русских народных сказок, были подобраны картотеки подвижных и дидактических игр, разработан лэпбук – многофункциональное игровое дидактическое пособие.

В процессе реализации проекта проводились занятия, знакомящие детей с героями русских сказок, занятия –беседы, занятия –рассуждения, творческие мастерские, во время проведения которых дети изготавливали макеты по сюжетам знакомых им сказок.

Работа, направленная на включение родителей и социальных партнеров детей в процесс взаимодействия с детским садом, включала самые разнообразные формы. За время реализации проекта были проведены родительские собрания и консультации в онлайн-формате, что позволило принять в них участие максимальному количеству родителей. Для родителей воспитанников были подготовлены папка-передвижка, посвященная вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников, проводились выставки детских книг с классическими иллюстрациями русских художников и выставки детских рисунков и поделок по теме проекта.

На заключительном этапе проекта были подведены итоги проделанной работы. Было выявлено, что у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Дошкольники не просто познакомились с героями русских народных сказок, они обрели нравственные ориентиры.

Список использованной литературы:

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства образования и науки Российской Федерации;

• Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 294»;

• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

• О. М. Ельцова «Воспитание дошкольников в духе русских традиций», Москва, 2019 г.

• Т. С. Комарова «Народное искусство – детям», изд. «Мозаика-Синтез», Москва, 2018;

• В. Н. Косарева «Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет», изд. «Учитель»;

• О. В. Гончарова «Театральная палитра» программа художественно-эстетического воспитания;

• Э. А. Халикова, Н. В. Колебошина «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет», изд. «Учитель»;

• А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей», изд. «ТЦ Сфера», 2010г.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 27 ноября 2021 в 10:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Тер-Аванесова Мариэтта Робертовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД