Анастасия
Конспект НОД по развитию речи «Русская изба в гости приглашает» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
образовательной деятельности
по образовательным областям: «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
с детьми старшей группы
воспитателя Аверьяновой Натальи Владимировны, МБДОУ «ДС № 471 г. Челябинска»
Тема: «Русская изба в гости приглашает».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Русская изба в гости приглашает“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательные:
- познакомить детей с укладом русского быта, старинной кухонной утварью; - рассказать детям о назначении русской печи, приспособлениях для нее: ухват, лопатка для хлеба, кочерга. Развивающие :
- развивать любознательность, умение рассуждать, умение находить ассоциативное сходство объектов, внимание;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки при взаимодействии друг с другом; - формировать любовь к своей Родине. Индивидуальная работа:
в ходе занятия активизировать деятельность малоактивных детей.
Словарная работа: ухват, лопатка для хлеба, кочерга.
Ход занятия:
Воспитатель встречает детей в «русской избе».
- Здравствуйте, меня зовут Наталья Владимировна, а как зовут вас я попробую угадать (угадывает по бейджикам) Воспитатель:
- Как вы думаете, а как я догадалась? (ответы детей) - Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости, в русскую избу. (слайд 1) - Ну что ж, проходите ладком да садитесь рядком, да в линеечку, на скамеечку. Здесь я и живу. Посмотрите, как красиво в русской избе. (слайд 2) - Что вы здесь видите? (ответы детей) Рассказ о предметах, находящихся в избе. Воспитатель:
- Это все старинные предметы русского быта, а вы заметили, что у меня в избе нет ничего современного: ни батареи, ни кровати, ни плиты, ни микроволновки, ни пароварки, а еще и зима холодная на пороге, как вы думаете, что же меня спасает и выручает в русской избе? (ответы детей) (слайд 3) Воспитатель:
- Да, печь греет и варит, печет и жарит. Печь – накормит, обсушит и порадует душу – так говорит русская пословица. Воспитатель:
- Много новых вещей вы увидели у меня в избе, поэтому я хочу поиграть с вами в игру: «Что было – что стало». Например: был чугунок, а стала – кастрюля. Был самовар, а стал… (ответы детей). Воспитатель:
- А теперь возьмите по карточке и найдите «свою пару» (дети ищут свою пару по карточкам и объясняют почему) Воспитатель:
- Да, раньше вся жизнь крутилась вокруг печи, особенно долгими зимними вечерами устраивали посиделки у печи, пели, пряли шерсть, плели, вязали да сказки рассказывали. Про печь народом придумано много разных народных сказок, да вот беда, содержание сказок помню, а название забыла, вы готовы мне помочь вспомнить название сказок? (ответы детей) Воспитатель:
- Тогда слушайте. 1. Девочка с братцем бежит, а гуси увидали…. да за ними полетели, налетают на них, крыльями бьют, вот-вот братца из рук вырвут, видят стоит печка… (ответы детей «Гуси Лебеди») (слайд) 2. Подошли заяц да медведь к избе «Пойди лиса вон – кричит медведь. А лиса им с печи как…». (ответы детей «Заюшкина избушка») (слайд) 3. По щучьему веленью, по- моему хотенью, ступай печь сама к царю батюшке. (ответы детей «По щучьему веленью») (слайд)
Воспитатель:
- Вот и помогли вы мне вспомнить названия сказок. Но что-то совсем прохладно становится в моей избе, что-же делать, как-же быть, как-же холод победить? (ответы детей) Воспитатель:
- Давайте вспомним, для чего нужна печь в русской избе? (ответы детей) - Когда топят печь? (ответы детей) - А чем топят печь? (ответы детей) - А дров, то у меня нет. Что делать как быть, чем мы будем печь топить? (ответы детей) - За дровами в лес сходить предлагаю вам друзья. Воспитатель проводит логоритмику.
- Повторяйте за мной движения и слова:
За дровами в лес идем (ходьба) И пилу с собой несем. Вместе пилим мы бревно, (пилят) Очень толстое оно. Чтобы печку протопить (пружинка с разведением рук) Много надо напилить. А теперь их соберем, (наклоны) Да и в печку унесем, После тяжкого труда (выставляют ногу на пятку, чередуя с полуприседом) Надо посидеть всегда. (садятся) - Ну вот дрова мы принесли, печь затопили, в избе стало тепло и уютно. Теперь можно и обед приготовить, а какой – же обед без хлеба душистого, румяного да золотистого.
- А где – же нам взять хлеб? (ответы детей)
Воспитатель:
- А, что нужно чтобы испечь хлеб? (ответы детей) - Интересно, а какой хлеб из пшеничной муки получится (ответы детей -пшеничный, белый, а из ржаной (ответы - детей ржаной, черный, а из овсяной (ответы детей - овсяный, овсяное печенье, из гречневой (ответы детей гречишный). Все -то вы знаете, все – то умеете. - А вы знаете, что русский народ славится своим гостеприимством. Что же такое гостеприимство? (ответы детей) Воспитатель:
- Да гостей встречали, угощали всем, что было у хозяев. Есть такая русская пословица : «Все, что есть в печи, на стол мечи», а у меня в печи пока одни дрова. Что же делать? (ответы детей)
- А я предлагаю настряпать кренделей, да посадить их в печь (дети из соленого теста стряпают крендельки и «сажают» их в печь) - Пока кренделя пекутся, я научу вас играть в русскую народную игру «Бирюльки» (играют в игру)
Во время проведения игры воспитатель меняет кренделя, приготовленные детьми на хлебобулочные изделия, купленные в магазине. Воспитатель:
- Эй, кренделя да калачи, полезайте из печи! Вот кренделёк душистый, ароматный, золотистый. Но пришла пора прощаться и вам в группу возвращаться, кренделями угощаю, в группе вы попьете чаю. Постарались мы не зря – угощайся детвора.