Трубицина Анастасия
«Русская изба». Конспект беседы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);
• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
Публикация «„Русская изба“, Конспект беседы в старшей группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
• обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях! Сегодня мы вас познакомим с жизнью, традициями и обычаями русского народа. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в крестьянскую избу,увидеть,как она мудро устроена,какие предметы окружали русских людей в старину, узнать о традициях и обычаях наших предков. Самая распространенная русская традиция – это русское гостеприимство, тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостямвсегдабылирады. Встречалигостейхлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает кусочек хлеба, обмакивает его в соль и кушает.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом?
(из дерева). - А из какого дерева? (высказывания детей)
Воспитатель: Из лиственницы.
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нем хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.
Воспитатель:Этот дом назывался ИЗБОЙ.
Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?
Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.
Воспитатель: В избу входили кланяясь, как вы думаете, почему?
-Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.
И сегодня нас пригласила в гости в свою избу бабушка Варвара.
Бабушка Варвара выходит, здоровается с детьми.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным?
- Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно.
- Посмотрите сколько много здесь незнакомых нам вещей.
- Как вы думаете, что в избе было самым главным? Что бросилось нам в глаза? (обратить внимание детей на печку)
Дети:
-Печь.
Воспитатель:
- Правильно, печь!
Стоит девица в избе,
Коса на дворе – это печь.
- А зачем нужна была печь в доме? (ответы детей)
Воспитатель:
• Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;
• В ней пекли пироги, готовили еду, грели воду; на ней спали старики и дети;
• Печь-это сердце дома. Она объединяла всю семью; долгими зимними вечерами возле неё собиралась вся семья, кто-то рассказывал сказки или истории; пели протяжные крестьянские песни. Женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили; дети играли. Печь нужна была в любом возрасте.
- В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!».
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель:
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек который умел класть печь- печник- пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Бабушка Варвара: Это все правда! Я как встану поутру, так первым делом печку растапливаю. Печка — деревенская кормилица. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»
«Печь нам мать родная»
Воспитатель:Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Воспитатель:Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него. .
Воспитатель:Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли)
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.
(показ половицы)
Бабушка: А еще ребятишки я очень люблю принимать гостей и угощать их чаем.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.
Ребята, я сейчас вам прочитаю пословицы и поговорки о самоваре.
За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Если чай не пьешь – где силы берешь.
-Для ложек и чашек - такой великан!
Он чаем отменным наполнит стакан.
Рад время от времени выпустить пар.
Любимец избушки резной самовар.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя
Вот так хорошо раньше жили люди, все они умели, все знали. Такие у них красивые дома были. А теперь я предлагаю нам всем вместе сыграть в русскую народную игру «Золотые ворота»
Правила. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».