МААМ-картинки

«Русская изба». Конспект беседы в старшей группе

Трубицина Анастасия
«Русская изба». Конспект беседы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Русская изба»

Цель:

познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);

• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;

Публикация «„Русская изба“, Конспект беседы в старшей группе» размещена в разделах

• развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

• обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях! Сегодня мы вас познакомим с жизнью, традициями и обычаями русского народа. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в крестьянскую избу,увидеть,как она мудро устроена,какие предметы окружали русских людей в старину, узнать о традициях и обычаях наших предков. Самая распространенная русская традиция – это русское гостеприимство, тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостямвсегдабылирады. Встречалигостейхлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает кусочек хлеба, обмакивает его в соль и кушает.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом?

(из дерева). - А из какого дерева? (высказывания детей)

Воспитатель: Из лиственницы.

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нем хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

Воспитатель:Этот дом назывался ИЗБОЙ.

Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.

Воспитатель: В избу входили кланяясь, как вы думаете, почему?

-Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.

И сегодня нас пригласила в гости в свою избу бабушка Варвара.

Бабушка Варвара выходит, здоровается с детьми.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным?

- Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно.

- Посмотрите сколько много здесь незнакомых нам вещей.

- Как вы думаете, что в избе было самым главным? Что бросилось нам в глаза? (обратить внимание детей на печку)

Дети:

-Печь.

Воспитатель:

- Правильно, печь!

Стоит девица в избе,

Коса на дворе – это печь.

- А зачем нужна была печь в доме? (ответы детей)

Воспитатель:

• Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;

• В ней пекли пироги, готовили еду, грели воду; на ней спали старики и дети;

• Печь-это сердце дома. Она объединяла всю семью; долгими зимними вечерами возле неё собиралась вся семья, кто-то рассказывал сказки или истории; пели протяжные крестьянские песни. Женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили; дети играли. Печь нужна была в любом возрасте.

- В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!».

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель:

Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек который умел класть печь- печник- пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Бабушка Варвара: Это все правда! Я как встану поутру, так первым делом печку растапливаю. Печка — деревенская кормилица. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»

«Печь нам мать родная»

Воспитатель:Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель:Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него. .

Воспитатель:Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли)

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

(показ половицы)

Бабушка: А еще ребятишки я очень люблю принимать гостей и угощать их чаем.

Воспитатель:

- Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.

Ребята, я сейчас вам прочитаю пословицы и поговорки о самоваре.

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

Чай пить – приятно жить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Если чай не пьешь – где силы берешь.

-Для ложек и чашек - такой великан!

Он чаем отменным наполнит стакан.

Рад время от времени выпустить пар.

Любимец избушки резной самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя

Вот так хорошо раньше жили люди, все они умели, все знали. Такие у них красивые дома были. А теперь я предлагаю нам всем вместе сыграть в русскую народную игру «Золотые ворота»

Правила. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Конспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группеКонспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группе Цель: сформировать представление детей о печке, как о главном предмете русской избы. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать представление.

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба» Цель: Познакомить детей с традициями русского народа, с русской избой. Задачи: Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода,.

Макет «Русская изба» в средней группеМакет «Русская изба» в средней группе Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. именно с этой целью мной был подготовлен.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русская изба». Конспект беседы в старшей группе
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 14:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Русская изба». Конспект беседы в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Трубицина Анастасия (УИ 2099468) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД