Светлана Нарышкина
Конспект занятия «Русская береза — символ Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Русская береза – символ родины моей.
Цель: Способствовать формированию установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес, чувство взаимопомощи.
Развивающие:
- Развивать любознательность, кругозор, интерес к исследовательской деятельности.
Образовательные:
- Обобщить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах, роли в жизни человека.
Публикация «Конспект занятия „Русская береза — символ Родины моей“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря: береста, берёзовый сок, чечевички, спилы.
Материалы и оборудование: предметы из бересты, кусочки бересты, кора других деревьев – осины, клена, мензурки, ёмкости для воды, увеличительные стекла, спилы березы.
Ход:
Дети входят в группу. В группе стоит береза.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что у нас в группе изменилось? А как вы догадались, что это именно береза?
Береза – самое красивое и любимое дерево в нашей стране. Она символ России. Это дерево хорошо в любое время года. Но все ли о ней знают?
Открывается дверь, заходит девочка.
Девочка: Ой, здравствуйте! А куда это я попала?
Воспитатель: В детский сад. А ты кто?
Девочка: Я Маша. А что вы здесь делаете?
(ответы детей)
Девочка: А я знаю много нового и интересного, поэтому в детский сад не хожу и в школу не собираюсь.
Маша отходит назад и наталкивается на дерево. (Говорит грозно)
- Выросло тут на дороге, ветки развесило. Я тебе их сейчас-то пообломаю… .
Воспитатель: Маша, да разве можно ветки дереву ломать, ты посмотри какое оно красивое. Ты знаешь, как оно называется?
Маша: Нет.
Воспитатель: Ребята, как называется это дерево? (береза). Это берёза – русская красавица, символ России.
Воспитатель: Маша, оставайся у нас в гостях. Мы тебе с ребятами расскажем много интересного про березу.
Маша: Ну хорошо останусь.
Воспитатель: Ребята, что вы можете рассказать Маше о березе?
(дать возможность 2-3 детям с высоким ур. эф. пед. возд. самостоятельно рассказать о березе)
Воспитатель: А как вы думаете, а приносит ли береза людям пользу? А какую?
(после высказываний детей вывесить картинку с изображением: кружка с чаем, баня, мыло, сок, шампунь, лекарство)
- Как вы думаете, что объединяет эти картинки?
- Так о чем мы сегодня будем говорить?
Да, ребята, ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту, за пользу, которую она приносит.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем отличается лист березы от листьев других деревьев? А вы сами сможете их определить? Тогда я предлагаю вам пройти на свои места. У каждого из вас лист с заданием. Посмотрите внимательно. Найдите строчку с березовыми листьями. раскрасьте только 2, 4, 7 лист березы (повторить инструкцию 3 раза)
-А теперь обменяйтесь своей работой со своим соседом проверьте, все ли верно.
Дети встают, идут на ковер.
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.)
-Маша, как называется лес, где растут одни березы? Не знаю. Ребята помогите Маше (березовая роща) (картинка)
Игра с мячом «Гуляй да присматривай»
(детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов – признаков и слов – действий к слову береза, слова не должны повторяться)
Береза (какая) – (1 круг)
Береза (что делает) - 2 ребенка, Лиля, а что покрывает стволы деревьев? (кора)
Костя, чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый) и т. д. – (2 круг)
Воспитатель: Ребята, а кто знает как называется верхний слой коры березы? (береста)
- Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
- Ребята, объясните, а что за черные пятнышки на бересте? Как они называются? (чечевички, через них березка дышит)
- В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. Из коры – бересты получали березовый деготь, из которого делают дегтярное мыло (показать, дать понюхать) А как вы думаете, почему у мыла такой резкий запах? Оно лечебное, заживляет раны и убивает всех микробов.
- А еще из коры березы наши предки делали легкую и прочную обувь. Как она называется?
- А какие еще изделия изготавливают из бересты? Подойдите к столу, посмотрите на картинки. Все ли предметы на картинках изготовлены из бересты (сумки, сосуды для питья, лапти, лукошки, шкатулки и несколько лишних картинок)
уделить внимание детям с низким уровнем.
- Березка – не только красивое дерево, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. Посмотрите, и я для вас приготовила березовый веник. Сейчас мы вместе его запарим и подышим целебным ароматом.
- Ребята, а что будет, если надрезать ствол березы? Что за прозрачная жидкость из него заструится? (березовый сок). Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и взрослые и дети, лакомится этим вкусным полезным напитком. Я вас хочу угостить настоящим березовым соком (заранее на подносе приготовлены стаканчики с соком и банка)
- Ребята, чтобы еще лучше узнать свойства березы, я предлагаю вам пройти в наш центр Науки.
1. Опыт «Определи возраст березы»
- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (показывает через увеличительное стекло)
- Как вы думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец)
- Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву? (нужно посчитать кольца, сколько колец, столько и лет).
2. Опыт: Ребята, береста - верхний слой коры, защищает березу не только от жары и холода, но еще не пропускает вредные вещества и воду. Давайте проверим, действительно ли это так?
- Посмотрите, у вас на столах есть емкости и мензурки с водой. Возьмите в одну руку бересту, а в другую мензурку с водой. Держите бересту над емкостью и полейте ее водой.
Дети выполняют задание.
- Ребята, что вы увидели, когда поливали бересту? Береста воду пропустила?
(Нет, береста воду не пропустила.)
- А как вы это заметили? (вода стекла с бересты)
- Береста – это защитный покров дерева. Она защищает березу от жары, холода, не пропускает вредные вещества и воду.
Маша: Подумаешь, я из коры любого дерева могу сделать и шкатулку, и лапти. Кора березы ничем не отличается от коры других деревьев.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю проверить, может Маша права?
3. Опыт «У кого прочнее».
- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Воспитатель: А я вам предлагаю пока поиграть.
Игра «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)
- Ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? (березовая кора не пропускает воду, кора других деревьев стала хрупкой)
Воспитатель: Ребята, что мы выяснили с помощью наших экспериментов?
Маша: Ребята, я поняла, как много нового и интересного вы узнает в детском саду. Я и не знала, что от березы может быть столько пользы. Спасибо вам большое. До свидания.
Рефлексия.
Дети садятся на ковер.
Ребята, скажите мне, что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего нашего разговора? Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем исследовании? А какой предмет из бересты вы хотели бы, чтобы был у вас дома?