Светлана Шабурова
Проект «Береза белая-символ Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе на тему:
"Берёзка - русская краса"
Тип проекта : познавательный
Вид проекта : творчески - исследовательский.
Характер контактов: среди детей двух групп
По продолжительности – краткосрочный
Место проведения: детского сада, группа.
Заявитель: дети средней группы №1 «Почемучки»;
Авторы проекта - воспитатель : Шабурова Светлана Николаевна;
Г. Тюмень 2018
Актуальность
Темочки:
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Я в своей работе с детьми остановилась на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний ребят о берёзе и воспитания у них экологического самосознания, познавательного интереса и желанию наблюдать и исследовать.
В основе моей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды.
Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, беседы о берёзе и о природе.
Я решила разработать проект «Березка русская моя» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.
Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Проблема:
1. Недостаточные знания детей о берёзе.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
3. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.
Цель проекта :
Приобщить детей к русской культуре, посредством экологического воспитания. Повысить познавательный интерес детей, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Задачи:
Обучающие:
• Изучить какие обычаи и традиции русского народа связаны с берёзой.
• Выяснить как используют берёзу в быту, медицине, промышленности.
Развивающие:
• Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.
• Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;
• Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - берёза.
Воспитывающие:
• Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.
Проблема:
1. Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действием бездействием могут принести ей вред.
2. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее роли в жизни человека (оздоровительной, хозяйственной и эстетической).
Цель: формировать познавательный и исследовательский интерес детей, воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется представление: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности, о бережном отношении к природе.
Этапы проекта :
Подготовительный:
* Определение объекта изучения.
* Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.
* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.
Практический:
* Вхождение в игровую ситуацию.
*Прогулки на участке детского сада.
* Наблюдение за берёзой.
* Беседы с детьми.
* Работа с художественной литературой.
* Совместная деятельность воспитателя с детьми через непосредственную
образовательную деятельность.
* Совместная деятельность с родителями.
*Рассматривание репродукций картин русских художников.
Заключительный:
* НОД по теме: «Эта удивительная берёза» (итоговое занятие)
* Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»
* Изготовление папки «Березка русская моя»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию:
«Эта удивительная берёза»
Цель: формирование у детей первоначальных патриотических чувств: любви к Родине, к родной природе.
1. Образовательные задачи:
o Уточнить и расширить знания детей о русской берёзке, о её удивительных особенностях.
o Уточнить с детьми понятие «береста», для чего она служит.
o Продолжать учить детей определять возраст берёзы по коре и спилам.
o Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.
o Учить детей узнавать берёзу по внешнему виду.
o Расширить и пополнить словарный запас детей.
o Закрепить умение рисовать печаткой из картофеля.
2. Воспитательные задачи:
• Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, бережное и заботливое отношение к природе.
• Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому, отзывчивость.
3. Развивающие задачи:
• Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение делать выводы)
• Развивать связную речь у детей.
• Развивать творческие способности.
Предшествующая работа:
• Работа по проекту : «Берёза – символ России»
• Наблюдения за берёзой на прогулке.
• Беседы о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность
• Разучивание стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок о берёзе.
• Рассматривание картин о нашей красавице берёзе.
• Продуктивная деятельность: рисование, аппликация.
Словарная работа:
Белоствольная, белокурая, чечевички, береста, гладкая, шершавая.
Оборудование:
• Берёзовая веточка
• Волшебная накидка
• Аудиокассета с музыкой (шум ветра, голоса птиц, песня о Родине)
• Кусочки бересты (от старого и молодого дерева)
• Спилы от берёзы, лупа.
• Лист бумаги с нарисованным стволом берёзы
• Гуашь, картофельный штамп.
Организационный момент:
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: (предлагает послушать отрывок из песни).
Звучит песня: «Россия – Родина моя»
Воспитатель: «Ребята, сейчас вы послушали отрывок из песни. Как вы думаете, о чём эта песня?»
Дети: «Эта песня о нашей Родине, о России.»
Воспитатель: «У каждого жителя Земли есть Родина. Это место, где родился человек. И нет ничего роднее и важнее, чем Родина.
А вы знаете, как называется наша Родина?
Как вы думаете, когда жители Африки произносят слово «Родина», что они представляют?»
Дети: «Пальмы, бананы, обезьяны и т. д.»
Воспитатель: «Что представляли вы, когда слушали песню о России?»
Дети: «поля, реки, леса, берёзки»
Воспитатель: «Конечно, всегда нам представляются красавицы берёзки. Ведь берёза – символ красоты нашей природы, символ России. У каждой страны есть свой символ красоты природы. Вот, например, в Японии – сакура, которая похожа на нашу вишню, в Канаде – клён с красными листьями, а у нас белоствольная берёзка.»
«Ребята, как вы думаете, почему именно берёзу считают символом России?
Дети: «Потому что в нашей стране много берёз. Берёзы очень красивые и полезные.»
Воспитатель: «Да, ребята, ни в одной стране нет столько берёз, как в нашей.
Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и под окном. Она не прихотлива к почве и вырастет порой даже на камнях.»
«Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Недаром говорят:»
Пословица:
«Королю бела, душою мила».
Воспитатель:
«Стройная белоствольная берёзка привлекательна во все времена года.
О берёзке сложено много песен, стихов, загадок. Давайте их вспомним.»
Стихи
На поляне, На пригорке
Под окном, среди полей
Белокурая берёзка
Символ Родины моей.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками.
Люблю её, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А. Прокофьев
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Берёза в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит серёжками так нежно
И в гости птичек всё зовёт.
Загадки:
• Белая нога, зелёная одёжка, а в ушах серёжки. (берёзка)
• Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёзка)
Физминутка
Наступило утро
Солнышко проснулось
И берёзки к солнцу потянулись.
Поздоровались друг с другом,
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
Детям предлагается рассмотреть берёзу на картинке (книжка-раскладушка)
Воспитатель: как называются точечки на берёзе и для чего они служат?
Дети: «Чёрные точечки на стволе берёзы, называются – чечевички. Берёзка с помощью них дышит.»
Воспитатель: «Нравится вам берёзка? Давайте её похвалим, назовём ласково. Какая она?»
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Дети: «Берёзонька кудрявая, любимая, пушистая, родная, ненаглядная, белоствольная, белокурая, красивая, стройная, душистая, милая.»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Сколько красивых слов вы придумали о берёзке.»
Воспитатель: «Чем же полезна берёза?»
Дети: «Берёза лечебная.»
Воспитатель: «Практически всё, что способна дать нам берёза, -кора, почки, листья, берёзовый сок и даже берёзовый гриб (чага) – находит применение в народной медицине.»
Воспитатель: «А ещё, какие полезные качества у берёзы?»
Дети: «Берёзу используют на дрова, потому что они очень жаркие. В старину из берёзы делали лучины, которыми освещали избу. Из берёзы изготавливают разные поделки, посуду, мебель. Из берёзовых веток делают веники и метёлки.»
Воспитатель: «Правильно, ребята! Потому – что, берёза очень прочный материал, древесина хорошо полируется.»
Воспитатель: «Кто знает, какой материал получают из коры берёзы?»
Дети: «Береста.»
Воспитатель: «Самый распространённый материал, который получают от берёзы – это береста.»
Дети: «Из бересты плели лапти, туески, лукошки. В старину не было бумаги и писали на бересте.»
Воспитатель: «Из бересты ещё изготавливают дёготь. Это такая тёмная густая жидкость, которая используется и в медицине, и в быту. Им смазывают колёса, чтобы не скрипели. Вот какая удивительная береза, нужная и полезная.»
Слышится шум ветра (в группу влетает берёзовая веточка)
Воспитатель: «Смотрите, ребята! Ветер принёс в нашу группу берёзовую веточку. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и сорвала все листья. И теперь берёзка стоит совсем голая. И победить зло может только добро. Вы хотите сделать добро? Тогда мы должны отправиться в лес, чтобы помочь берёзке. Я думаю, малышам ещё рано отправляться в путешествие. Они здесь останутся, будут спасать эту несчастную веточку. Чем же можно ей помочь?»
Дети: «Веточку нужно поставить в воду.»
Воспитатель: «Ну а мы отправляемся в лес спасать берёзку.
Представим себя волшебниками. У меня для этого есть волшебная накидка.
Закрыли все глазки.»
Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без листьев. (лист бумаги с нарисованным стволом)
Воспитатель: «А вот и несчастная берёзка. Чем же мы ей можем помочь?»
Дети: «Мы можем нарисовать листочки.»
Воспитатель: «А рисовать мы будем штампом. Но помните, только добро сможет победить зло. Поэтому нарисовать сможет только тот, кто загадает для берёзки доброе желание.»
Дети: «Загадывают желания и по очереди рисуют штампом листья)»
Желания:
• Я хочу, чтобы к берёзке прилетало много птиц, которые съедали бы вредных насекомых.
• Если будет на берёзе ранка, я её замажу глиной или землёй.
• Если ветер сломает веточки, я их поставлю в воду.
• Я хочу, чтобы ярко светило солнце и берёзка выросла большая.
• Я хочу, чтобы у берёзки было много друзей.
• Я хочу, чтобы около берёзки жили дождевые черви и рыхлили землю.
• Я хочу, чтобы дождик поливал берёзку.
Воспитатель: «Вот мы и подлечили берёзку. Смотрите, как она радуется, благодарит нас.»
Воспитатель: «Я приготовила для вас кусочки берёзовой коры.
Кто из вас догадается, где кора от старого дерева, а где от молодого?»
Дети: (угадывают)
Воспитатель: «Как же вы догадались?»
Дети: «У старого дерева кора толстая, грубая, шершавая.
А у молодого дерева кора тонкая, гладкая, нежная.»
Воспитатель: «Какие же вы молодцы! А для чего определяют, где старое дерево, где молодое?»
Дети: «Чтобы знать, какие деревья можно спиливать. Можно спиливать только старые или больные.»
Воспитатель: «Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет?»
«Вот это спил с берёзы. Здесь видны кольца. (показывает через увеличительное стекло). Их нужно посчитать. Сколько колец, столько и лет.»
Воспитатель: «Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?»
Дети: «Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы теперь и сами посчитаете,
сколько лет березе.»
«Нам пора возвращаться в д/сад.»
Воспитатель: «Ну а мы с вами представим себя снова волшебниками.»
(накрываю покрывалом, предлагаю закрыть глаза)
Итог занятия:
Вот мы и вернулись обратно.
Вам понравилось наше занятие?
А что вам больше всего понравилось?
А, что мы привезли из нашего путешествия?
Воспитатель: «Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам, ребята.»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экспериментальная деятельность:
А сейчас, давайте пройдём и рассмотрим кору берёзы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (березовая кора шероховатая) А мы можем её порвать? А порезать ножницами? Попробуйте. Получилось? Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым) Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым цветом-бетулином. У других деревьев такой краски нет, вот поэтому ваши пальцы окрасились в белый цвет.
А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите бересту. Что вы можете сказать? (она состоит из отдельных слоёв, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами) По количеству слоёв бересты определяют возраст деревьев. Как вы думаете, у вас береста с какого по возрасту дерева? (старое или молодое)Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки)Подумайте, как называются эти чёрточки? Они называются чечевички. А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит)
В одной из книг я прочитала такое выражение «Береста-это плащ березы». Как вы считаете, почему автор дал такое необычное определение? (ответы детей)Посмотрите, у меня есть ещё кора тополя. Давайте мы с вами опустим в воду кору берёзы и кору тополя и посмотрим, что будет через некоторое время.
А пока Кристина будет моей помощницей. Кристина, потрогай эти кусочки бересты и ничего не говори девочкам. Итак, Кристина положи один кусочек в стакан с цифрой 1, а во 2-ой второй кусочек. А как вы думаете, что с ними случится, если мы зальём их горячей водой? Далее воспитатель обращает внимание на замоченную бересту.
Что произошло с берестой? Итак, Кристина, скажи, пожалуйста, в стакан под номером 1 по толщине какую ты положила бересту? А под номером 2? Какой мы можем сделать вывод?
Береста скрутилась потому, что она тонкая. Значит, чем толще береста, тем ее нужно дольше замачивать в горячей воде.
Время замачивания зависит от толщины и сухости бересты.
Ну, а теперь давайте вернёмся к нашим стаканам с корой. Достаньте сначала кору тополя. Потрогайте её. Что с ней произошло? (она стала крошится) А давайте теперь достанем кору берёзы. Потрогаем её? Она крошится? (нет) Как вы думаете, почему? (Потому что она не пропускает влагу.) Так почему бересту называют плащом берёзы? (она как и плащ не пропускает влагу). Вот сколько мы уже с вами узнали секретов бересты. А сейчас давайте пройдём и поиграем в игру «Что сделано из бересты?». Вам нужно по очереди выбрать и перенести на другой стол предметы, изготовленные из бересты.
Давайте посмотрим, как вы справились. Молодцы!
Ребята, мы уже говорили с вами, о том, что из бересты делают игрушки, сувениры, давайте, и мы свами побудем народными мастерицами. Проходите за свои рабочие места. Посмотрите, сегодня мы с вами будем делать вот такую игрушку. Вспомните секрет мастеров, как правильно заготавливать бересту.
Внимание на экран. Давайте рассмотрим алгоритм изготовления игрушки. С начала мы находим заготовку головы. Вырезаем её. Наклеиваем личико. Затем приклеиваем волосы и сгибаем голову пополам. Теперь склеиваем туловище. Вставляем голову и приклеиваем ручки. Приклеиваем платочек и вот наша игрушка готова. Вам, понятно как мы будем изготавливать игрушку. Приступайте к работе, но не забывайте правила работы с ножницами.