Лариса Раваева
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Белая береза — символ Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание чувства уважения и любви к Родине, к родной природе.
Задачи:
• расширять представления о родной стране, знакомить с символикой России
• Формировать нравственно – патриотические чувства.
• формировать эмоциональное восприятие образа русской березки,
• развивать грамматически правильную речь. Обогащать словарный запас.
• Формировать речевую культуру с помощью пословиц, стихотворений.
• Воспитывать эмоционально – положительные отклики на красоту русской природы, таланта русского народа.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Белая береза — символ Родины моей“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать навыки бережливого отношения к природе.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, просмотр слайдов.
Активизация словаря: бетулин, береста, березняк, чечевички, лучина, туесок
Предварительная работа: чтение рассказов, стихов про березу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, рассматривание березы на прогулке, рассматривание почек, листочков.
Материалы и оборудование: ленточки, березовые щепочки, полено, листочки, изображение березы, клей, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?», «От чего так в России берёзы шумят…», проектор, экран.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются и встают в круг.
Игра «Добрые ладошки».
— Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете?
— Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
Здравствуй, солнце! Здравствуй, свет! Здравствуй, добрый мой сосед.
Дети садятся на стульчики.
Звучит песня на слова М. Матусовского «С чего начинается родина?»
Я хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Боковой. Внимательно послушайте его:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
— А как вы думаете, что такое Родина? (Дети отвечают) -Верно.
— Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей:1. Жить — Родине служить. 2. Человек без Родины, все равно, что птица без крыльев. 3. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 3. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. 4. Родина-мать, умей за нее постоять.
— Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна.
— Ребята, а как называется наша страна? (слайд1)
Вот посмотрите какая огромная наша страна-Россия. Могучая и величественная держава. (слайд2)Мы живём в России, значит мы (россияне)
— А как называется самый главный город нашей страны, столица России? (слайд. 3)
— У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими. Назовите символы нашего государства. (Гимн, герб, флаг). (слайд4.)
—У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура. Символ Канады – клен. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции.). (слайд5.)
—У России тоже есть такой символ : Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой. Какое это дерево?
Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. (слайд6.)
Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»
—Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)
Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк). (слайд7.)
—Вспомните, пожалуйста, стихи о березе.
Каждый день я вижу Березку из окна,
И нет подружки ближе, Милее, чем она! (Т. Шорыгина).
Люблю березку русскую То, светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, С платочками в карманчике. А. Прокофьев
Белая береза Под моим окном
Принакрылась снегом,Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой
Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине,
И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво, Обходя кругом,
Обсыпает ветки Новым серебром. (С. Есенин)
—Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. (Дети повторяют).
—Береза-это единственное дерево в мире с белой корой! в коре березы находится особое вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Его ученые открыли недавно, и назвали в честь березы – БЕТУЛИНОМ. Белизна помогает дереву в жару. Если летом прикоснуться к березе, то даже на солнце ствол у нее будет прохладный. (слайд8.)
Белую кору называют берестой (Дети повторяют). Она защищает ствол от воды и вредных воздействий. В белой коре – бересте есть черные черточки. Они называются чечевички. Ребята, кто знает для чего они нужны дереву? (Ответы детей.) Через них береза дышит. (Дети повторяют слово «чечевички», рассматривают бересту, обследуют на ощупь).
(слайд9.) Кто сможет назвать части берёзы? (Дети показывают на иллюстрацию и называют корень, ствол, крона: ветки и листья, серёжки – семена берёзы).
Молодцы ребята вы, верно, назвали все части дерева. (Воспитатель обобщает ответы детей)
Берёза славится не только своей красотой и великолепием, это ещё и очень полезное дерево.
Дети, какие полезные свойства берёзы вы знаете?
Воспитатель : Древесина березы очень крепкая, она идет на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. В медицине используют почки березы, листья и сок. Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов. (слайд10,11.) Березовые щепочки – лучины использовали для освещения. (слайд12.)
Вос-ль: Давайте рассмотрим листья берёзы. На что они похожи? (На сердечко) (слайд13.)
Сможете вы найти березовые листочки и не перепутать их с другими? Проверим.
ИГРА. «Собери листочки»
Сейчас этими листочками мы нарядим вот это деревце. (Приклеивают) Песня «От чего так в России берёзы шумят…»(слайд14.)
Молодцы, ребята, красивая берёзка у вас получилась
Дети, скажите пожалуйста, а как можно березу назвать ласково?
Дети: Березка, березонька, березушка.
А надо ли заботится о деревьях, о березках? Ответы детей: не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев
Наше занятие подошло к концу. Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали? Как вы будете относиться к берёзе?
Я хочу сделать вам небольшой сюрприз. У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Когда мы пойдём на прогулку, каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (Дети берут ленточки)