Елена Каратаева
Конспект музыкально-тематического занятия «Голос Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально- тематическое занятие
«Голос Родины моей»
Каратаева Е. С. музыкальный руководитель
МАДОУ № 11 г. Петропавловск -Камчатский
Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, физическая культура.
Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие музыки.
Публикация «Конспект музыкально-тематического занятия „Голос Родины моей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цели: познакомить с культурой тувинского народа, дать первоначальные представления о Республике Тыва, познакомить с фольклором тувинского народа, повысить уровень развития ребенка.
Планируемые результаты: определять общее настроение, характер музыкального произведения, уметь выразительно и ритмично двигаться в соответствии характером музыки, выполнять танцевальное движение (прямой галоп, исполнять в ансамбле на ударных музыкальных инструментах несложный ритмический рисунок мелодии.
Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, карточки с изображением девочек в национальных костюмах, две плоскостные лошадки, два платочка, музыкальные ударные инструменты.
Содержание организационной деятельности детей
Дети входят в зал под тувинскую музыку «Моя Тува» Р. Кенденбиля
1. Вводное слово музыкального руководителя :
-Здравствуйте, дети! Экии, уруглар! Я с вами поздоровалась на тувинском языке. Слово «Экии» по –тувински означает «Здравствуйте». Давайте вместе с вами повторим хором это слово «Экии» (дети повторяют слово «Экии» хором, затем попросить повторить индивидуально).
-Сегодня мы поближе познакомимся с нашей республикой.
- Как называется республика в которой мы живем? (Тыва)
-Наша республика находится в самом центре материка Азия. Как называется главный город Тувы? (Кызыл). Кызыл означает – Красный. Именно в городе Кызыле и находится обелиск – Центр Азия. Вот он – посмотрите (показать 1 слайд).
-Ребята, садитесь на стульчики и внимательно смотрите на экран.
Как прекрасны лес, тайга,
Озера, реки и поля,
Сказочные облака!
Это все моя Тува!
(стихотворение сопровождается показом на слайдах)
- В нашей республике живут люди разных национальностей: русские, хакасы, буряты, киргизы и другие народы. У каждого народа свой язык, традиции, обычаи и национальный костюм.
-Посмотрите на меня – это женский национальный костюм (показать свой костюм, вот такое платье, с тувинским узором, с красивыми манжетами, шапка украшенная бусами.
-Ещё у каждого народа своя музыка и национальные инструменты.
-Ребята, давайте вспомним: какие русские народные инструменты вы знаете? (показать слайды с изображением русских народных инструментов)
-А какие тувинские народные инструменты вы знаете? (ответы детей, показать слайды 7 (бызаанчы) 8 (чадаган, 9 (игил, 10 (хомус). С инструментом – хомус мы познакомимся поближе (слайд 10)
2. Слушание:
-Посмотрите, ребята: он такой маленький, что помещается у меня на ладони. Запомнили, как он называется? Ну-ка, повторите за мной – хомус. (Дети повторяют и 2-3 ребенка повторяют индивидуально).
Раньше хомус делали из дерева. А сейчас хомус металлический – например, из железа и алюминия. А сейчас я покажу как на нем играют (м. р. показывает технику игры на – хомусе).
- А сейчас послушаем, как звучит мелодия на хомусе. Вы послушайте, а я у вас потом спрошу: что же вы себе представляли (включить запись на диске).
- Понравилось, как звучит хомус? Что вы представляли, когда слушали мелодию? (ответы детей).
- А я представила шелест ветерка, журчание ручейка и красоту тувинских степей.
3. Игра на музыкальных инструментах :
Посмотрите на экран. Это – герб республики Тыва (слайд 11). Скажите, что вы видите? (ответы детей). Конь в Туве – самое почитаемое животное. Конь – верный друг, помощник, он как член семьи.
-Сколько стихов, песен написано о коне. И сегодня мы послушаем музыкальное произведение тувинского композитора Ростислава Кенденбиля «Аъдым» - «Мой конь» (на экране слайд 12)
- Вам понравилась музыка? (ответы детей).
- А какая была музыка по характеру? (веселая, стремительная, быстрая). Да – как скачущий конь, верно, ребята?
- Ребята, посмотрите у меня на столе лежат инструменты (положить на стол любые инструменты, но обязательно должны быть палочки, бубны и колокольчики, как вы думаете какими инструментами можно изобразить цокот копыт? (палочки, бубны).
- Ребята, а вторую часть произведения, мы на каких инструментах сыграем? (колокольчики).
-Ну раз вы все так хорошо знаете, может быть, мы поиграем в оркестр?
-Мальчики пусть возьмут палочки и бубны, девочки – колокольчики. А я буду вашим дирижером. Кто знает, кто такой дирижер? (ответы детей).
(импровизация репетиции)
- Смотрите внимательно на мои руки.
Звучит фонограмма «Аъдым». «Оркестр» играет.
-Прекрасно! Молодцы! У нас получился хороший оркестр.
4. Игра:
- Музыканты из вас получились отличные, а вот какие наездники, сейчас мы посмотрим. Поиграем в тувинскую народную игру «Наездники».
М. р объясняет правила игры: мальчики возьмут по лошадке – будут наездниками, и разделятся на две команды по 5 человек. А девочки встанут по двое и сделают ворота – возьмутся за руки и поднимут высоко платочек. Наездник из каждой команды должен проскакать в свои ворота, вернуться назад и отдать лошадку другому наезднику. И так далее. Платочек забирает только последний наездник и возвращается к своей команде. Побеждает та команда, у которой платочек окажется раньше.
-Понятно, ребята?
-«Наездники», кто из вас покажет, как скачут лошадки? (дети показывают прямой галоп)
-Молодцы. Итак, играем!
(музыка, игра)
5. Музыкальные загадки :
- Я убедилась, что вы умеете слушать и хорошо играете. А умеете ли вы отгадывать загадки? (ответы детей)
- Сейчас я вам загадаю музыкальные загадки. Вот вам карточки с изображением девочек в национальных костюмах (карточки с изображением девочек в русском и тувинском национальном костюме). Сейчас прозвучит несколько мелодий. Когда вы услышите русскую народную музыку, то какую карточку поднимете? (ответы детей). А когда услышите тувинскую музыку, какую карточку поднимете (ответы детей). Итак слушаем.
(звучат фонограммы, дети отгадывают).
- Ребята, а как вы угадали, что это была тувинская музыка? (по инструменту, играл тувинский национальный инструмент- хомус).
- А русскую народную музыку? (играл русский народный инструмент – балалайка). Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.
6. Итог занятия : (слайд 13)
-Ребята, что мы узнали на занятии? (ответы детей)
-Где находится Республика Тыва?
-Как называется столица Тувы? (ответы детей)
-С каким тувинским национальным инструментом мы познакомились?
-Вы просто молодцы. До свиданья!
Список литературы:
1. Ооржак Х. Д-Н «Тувинские народные игры», Кызыл 1997г.
2. Черезова Г. В. «Музыкальное воспитание детей по этнокультурной составляющей», Кызыл 2001г.